Конспект интегрированной НОД по окружающему миру на тему: «Синичкин день»

Захарова Ольга Юрьевна
Конспект интегрированной НОД по окружающему миру на тему: «Синичкин день»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: вызвать интерес к осеннему празднику «Синичкин день», активизировать словарь детей, способствовать проявлению игрового и художественного творчества, бережного, заботливого отношения к птицам.

Задачи:

Образовательные:

— Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека;

— Продолжать учить распознавать птиц по характерным внешним признакам;

— Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Развивающие:

— Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением;

— Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

— Развивать фантазию, воображение, творчество.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам;

— Вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

• аудиозаписи, картинки птиц -снегирь, синица, ласточка, грачи, скворец, кукушка, картинки осени – ранней, поздней, картонная фигурка снегиря.

Раздаточный:

• клейстер из муки, ленточки, зерна, семена, кисточки, заготовки эко кормушек

Ход НОД:

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Ответы детей: здравствуйте.

Воспитатель: ну вот мы со всеми поздоровались, а теперь приглашаю вас сесть на стульчики (дети садятся на стулья – полукругом).

Воспитатель: ребята, скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответы детей: осень.

Воспитатель: совершенно верно – осень. Осень бывает разная, бывает осень яркая, когда, все деревья вокруг в пестрых нарядах, такую осень называют ранней (показ иллюстрации ранней осени).

Воспитатель: давайте с вами повторим, как называется эта осень.

Ответы детей: ранняя осень.

Воспитатель: молодцы, а вот, когда кроны деревьев редеют, листьев на деревьях не остается, вся трава пожухла, наступают первые морозы, такую осень называют – поздней (показ иллюстрации поздней осени).

Воспитатель: давайте с вами повторим, как называется эта осень.

Ответы детей: поздняя осень.

Воспитатель: молодцы. Ребята, скажите, а как меняется жизнь птиц с приходом осени?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, птицы улетаю в теплые края. Как только, на улице холодает, многие птички начинают суетится, как будто их кто- то напугал. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки (показ иллюстрации).

Воспитатель: в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки (показ иллюстрации).

Воспитатель: посмотрите сколько птиц покидает нас осенью. Все эти птицы улетают от нас, поэтому они как называются ребята?

Ответы детей: перелетные.

Воспитатель: молодцы, но помимо перелетных птиц, есть птицы, которые от нас не улетают, как они называются?

Ответы детей: неперелётные.

Воспитатель: молодцы, я хочу вам предложить поиграть в игру, которая так и называется «Перелетные и зимующие птицы». Вставайте около своих стульчиков, я буду называть птицу, если она перелетная, вы стоите, если она не перелетная, то вы присаживаетесь на корточки.

Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы».

Воспитатель: (убирает с мольберта иллюстрации перелетных – неперелетных птиц) молодцы, никто не перепутал перелетных и неперелетных птиц. Ребята есть птицы, которые улетают от нас на зиму, а есть птицы, которые наоборот прилетают к нам на зимовку. И что это за птицы вы узнаете, угадав загадки. Внимательно слушайте первую загадку.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой

Ответы детей: снегирь.

Воспитатель: молодцы, слушайте вторую загадку (показ иллюстрации).

Ей на месте не сидится,

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит «сень- сень»!

Угадайте, что за птица?

То весёлая…

Ответы детей: синица.

Воспитатель: молодцы, отгадали все загадки. Синица и снегирь — это перелётные птицы, которые прилетают к нам на зиму, а весной улетают. А знаете ли вы, что у синицы, у этой небольшой птички, есть свой праздник у нас в России и этот праздник так и называется «Синичкин день». В этот день синичка изменница. Что же такого сделала эта птичка? Дело в том, что синицы, поедают вредителей, поэтому благодарные люди придумали праздник «Синичкин день». А празднуется он в ноябре потому, что в это время, поздней осенью множество синиц из леса перебираются поближе к людям.

А знаете, ли вы ребята, почему синиц так назвали?

Ответы детей:

Воспитатель: потому, что они поют: «синь- синь- синь». А еще они зинькают: «зинь-зинь-тан», а также: «зинь-зинь-тю», «зинь-зинь-чур». Синицы знают до 10 песен. Я вам предлагаю послушать одну из песен синичек (прослушивание аудиозаписи).

Воспитатель: красиво поют синички?

Ответы детей: да.

Воспитатель: ребята, синицу легко узнать среди других птиц, а благодаря чему синиц все узнают?

Ответы детей: благодаря желтой грудке.

Воспитатель: правильно, у синички желтая грудка, размером синица небольшая, головка черного цвета, белые щечки, острый, короткий клювик, крылья и хвост синего цвета.

Воспитатель: а теперь ребята давайте отдохнем с вами и поиграем в игру «Синички и Снегири».

(На пол воспитатель кладет два обруча желтого и красного цвета, такого же цвета обручи у него в руках. Дети делятся на две команды, одна команда – это синицы и их «домик» — обруч желтого цвета, другая команда – это снегири и их «домик» обруч красного цвета, дети – «птицы», начинают «летать вокруг обручей «домиков», если воспитатель поднимает обруч желтого цвета, все «синицы» летят «домой», если воспитатель поднимает обруч красного цвета, то все «снегири» летят «домой»).

Подвижная игра «Синицы и снегири».

Воспитатель: ребята отдохнули, поиграли, а теперь проходите за столы и садитесь на свои стульчики. (Дети берут стулья, проходят за столы).

Воспитатель: ребята, а вы знаете каких насекомых едят синицы?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно — пауков, жуков, мух, комаров, лесных вредителей, но осенью корма становится мало и у синиц вся надежда на помощь человека. А Вы знаете чем можно подкармливать синичек?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно овес, пшено, арбузные, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, а еще синички любят очень сало и их нельзя кормить хлебом, потому что у них болят животики. Сегодня, я предлагаю вашему вниманию сделать эко-кормушки, которые делается легко и быстро, а называются они так, потому что эта кормушка не нанесет вреда природе, она почти полностью съедобная, а то что не съедят птицы, растворится с первым дождем или снегом. Для приготовления такой эко кормушки нам понадобится: картон, различные семена и зерна, необычный эко клей, который я сделала заранее из муки. (Воспитатель все материалы показывает детям). Все эти материалы есть у вас на столах. Сначала, берем заготовку нашей эко – кормушки и на нее кисточкой наносим мучной клейстер. Слой должен быть густой и покрывать всю поверхность нашей заготовки, только отверстие мы стараемся не покрывать клеем.

Дальше, на нашу заготовку, мы насыпаем семена, так можно, выложить любой рисунок.

Теперь приступаем к работе, но сначала разомнем наши пальчики.

Синичка, синичка,

(Дети скрещивают кисти рук, машут ими)

Воробью сестричка.

(Делают ритмические хлопки)

Воробей — воришка

(Указательными и средними пальцами «прыгают по столу»)

Залез в амбаришко клевать просо своим носом

(Указательными пальцами стучат по столу).

Дети под присмотром воспитателя делают эко кормушки.

Воспитатель: ребята, когда вы сделает эко кормушки их нужно оставить подсохнуть до затвердевания клейстера и тогда они будут полностью готовы. В обед мы пойдем на прогулку и повесим их на нашем участке.

А сейчас скажите мне, какой же сегодня праздник?

Ответы детей: Синичкин день.

Воспитатель: этот день отмечается осенью, а какой осенью?

Ответы детей: поздней осенью.

Воспитатель: почему люди решили праздновать этот день?

Ответы детей: в благодарность синичкам, за то, что они уничтожают вредителей – насекомых.

Воспитатель: молодцы, а как называются кормушки, которые мы сегодня сделали?

Ответы детей: эко – кормушки.

Воспитатель: почему их так назвали?

Ответы детей: эти кормушки не наносят вреда природе.

Воспитатель: молодцы. Ребята сегодня вы очень хорошо работали, но пришла пора прощаться, давайте нашим гостям скажем до свидания.

Источник: maam.ru