Конспект интегрированного занятия «Планеты солнечной системы» с применением методов эйдетики

ирина сараева
Конспект интегрированного занятия «Планеты солнечной системы» с применением методов эйдетики

Цели:

1. Дать знания детям о строении солнечной системы: названиях планет, их расположении по отношению к Солнцу, некоторых особенностях.

2. Развивать внимание, память, мышление.

3. Обогащать словарный запас детей (Телескоп, орбита, вселенная, названия планет, космических объектов)

4. Формировать у детей интерес к профессии космонавта, любознательность.

5. Способствовать развитию долговременной памяти детей путём применения акровербальной техники запоминания и техники зрительной прорисовки.

6. Воспитывать умение работать в коллективе

Интеграция образовательной деятельности:

— Познавательное развитие;

— Социально-коммуникативное;

— Физическое;

— Речевое.

Используемые педагогические технологии:

— Игровые;

— Здоровьесберегающие;

— Личностно-ориентированные;

— Исследовательской деятельности;

— Информационно-коммуникативные.

Предварительная работа: наблюдение совместно с детьми за небом на утренней и вечерней прогулке; обмен впечатлениями, поиск различий, Рассматривание иллюстраций о космосе, беседы о космосе.

Материал: картинки и иллюстрации о космосе, картинки с изображением планет, картинка с изображением солнечной системы, глобус, лампа настольная, силуэт человечка с кусочком двустороннего скотча, листочки бумаги и карандаши или фломастеры по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Сегодня мы с вами побеседуем. А чтобы угадать тему нашей беседы, надо разгадать зашифрованное слово. (На доске табличка из 6 пустых клеток). Чтобы узнать, какая буква спряталась в первой клетке, надо найти букву, которая стоит на последнем месте в слове «лук». 4- вторая в слове «сметана»,2- третья буква в слове «гроза», 5- шестая в слове «предлог», 3- первая буква в слове «сказка», 6- четвёртая в слове «красивый» Какое слово у нас получилось? Правильно «космос».

Ребята, мы с вами наблюдали за небом. Что можно увидеть в вечернем и ночном небе? Правильно, звёзды и луну. Там, высоко-высоко расположен необъятный мир, который находится за пределами нашей планеты. Как он называется? (Космос)

Во вселенной много разных звезд, астероидов, метеоритов, планет, комет. Одни звезды крупнее, светят ярче, другие – еле заметны, но все они огромны и находятся очень далеко от нас и поэтому кажутся маленькими. (Картинка)

Интересно, что вы знаете о космосе?

Воспитатель делит детей на 2 команды и проводит викторину

Вопросы:

1. Как называют людей, которые летают в космос? (космонавт)

2. Кто был первым космонавтом? (Ю. Гагарин)

3. На чём летают в космос? (Ракета)

4. Кто первым полетел в космос? (Собаки Белка и Стрелка)

5. — Как называют костюм космонавта? (скафандр)

6. Зачем нужен скафандр (Скафандр защищает от холода жары, поддерживает кислород)

7. Чем питаются космонавты? (Еда в специальных тюбиках)

8. Как называется падающая звезда с длинным хвостом? (Комета)

Вы все победители. Видно, что вы много читали. А сейчас хотите отправиться в космический полёт?

Отправляется в полёт

Наш волшебный звездолёт

Надевай скорей скафандры!

Занимай скорей места!

С космодрома мы взлетаем,

Прямо к звёздам улетаем.

Дети рассаживаются на стульчики.

Д/и «Что я возьму с собой?». (Воспитатель называет предмет, а дети объясняют, как он может пригодиться в путешествии. Отбрасываем всё ненужное, но объясняем — почему).

Полетели.

Представьте, что мы поднялись высоко-высоко. Вокруг нас космическое пространство. Что мы видим в наших иллюминаторах? (Кометы, метеориты, звёзды, планеты). Всё это называется одним словом — Вселенная.

Что такое комета? (Комета — небесное тело малых размеров, состоящее изо льда и каменных обломков; хвост кометы состоит из пыли и газа) (Картинка)

А далеко- далеко внизу наша планета Земля – это огромный шар. Для того, чтобы представить себе не только форму, но и поверхность Земли, ученые изобрели модель нашей планеты – это глобус. Какие цвета на нём преобладают? (голубой, коричневый). Значит, наша планета из космоса выглядит, как голубой шар. А около нашей планеты есть маленький жёлтый шарик. Знаете что это? Это естественный спутник Земли, который вертится вокруг неё. Земля притягивает Луну и не даёт от себя удалиться. На Луне нет атмосферы (воздуха) и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. А правда ли Луна жёлтого цвета? Нет, она серого цвета.

Демонстрация макета Луны. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью и на ней много кратеров. Давайте посмотрим, как они образуются.

Опыт. В коробку насыпаем муку. Берём камушки (это метеориты) и бросаем в муку. На поверхности образуются ямки-кратеры. На Луне нет воздуха, а значит, нет ветра. Поэтому кратеры не задувает. А если бы ветер был, то поверхность Луны была бы гладкой. (Подуть в трубочку)

Летим дальше. Что это за яркая звезда?

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Её поверхность раскалена. Вокруг Солнца вращаются девять планет и получают от него свет и тепло. (Показ картинок с изображениями планет).

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз Меркурий,

Два Венера,

Три Земля,

Четыре Марс.

Пять Юпитер,

Шесть Сатурн,

Семь Уран,

За ним Нептун.

Он восьмым идёт по счёту

И совсем уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Солнечный луч отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца. Чтобы лучше их увидеть, изобрели специальный прибор.

Кто знает, как он называется? (Телескоп). При помощи телескопа астрономы изучали небо.

Все планеты отличаются друг от друга, но все крутятся вокруг солнца. Почему же планеты не сталкиваются друг с другом? (Ответы) У каждой планеты есть своя орбита. Это путь, по которому движется планета.

Благодаря солнцу происходит смена дня и ночи, а также времён года.

Опыт. Посадим бумажного человечка на глобус. Включим «Солнце». Какое время суток сейчас? День. Потому что человечек ярко освещён. Поворачиваем глобус. Что происходит? Человечек менее освещён. Значит наступил вечер. Ещё повернём. Солнечные лучи не попадают на человечка. Наступила ночь. А если повернуть ещё, то наступит утро. Если глобус приблизить к солнцу, то человечку будет теплее. Солнышко будет сильнее согревать его своими лучами и наступит какое время года? (Лето) А если Земля удалится от солнца, то стонет холоднее и наступит зима.

Игра. Воспитатель – солнце. Дети становятся в круг (Земля) Дети ходят по кругу. По сигналу воспитателя останавливаются и определяют, у кого день, ночь, вечер и утро.

Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем.

Давайте познакомимся поближе со всеми планетами.

Цифра 1.Первая планета от солнца Меркурий. Меркурий — самая маленькая и самая быстрая планета в Солнечной системе. Расположена она ближе всех к солнцу. На ней нет ни воды, ни воздуха, её поверхность покрыта пылью, камнями и кратерами. Днем на планете жарко, а ночью становится очень холодно. Какие ассоциации у вас возникают при слове «Меркурий»? «Мир курий» Это что значит, что здесь куры живут? Цифра 1-Меркурий.

Цифра 2. Венера вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень жарко. Вокруг нее всегда много облаков. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий. Представьте несколько цифр 2 ,которые расположились по кругу головами друг к другу. Что у нас получилось? ВЕНтилятор. ВЕНера. Цифра 2- Венера.

Цифра 3. Это наша планета. Как она называется? Земля. Единственная обитаемая планета. Цифра 3 похожа на букву «З»

Цифра 4. Ещё одна интересная планета – Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На ней самые высокие горы. Но на ней мало кислорода, а значит жизнь невозможна. Цифра 4 на что похожа? На перевёрнутый стул. А на нем лежит шоколадка «Марс»

(Можно использовать слово «марш». Стул марширует под музыку)

Цифра 5. Юпитер. Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров. У него целых 67 спутников. А теперь возьмём две пятёрки и приложим их друг к другу. Какая буква получилась? «Ю». 5 — Юпитер.

Цифра 6. Ещё один гигант. Сатурн. Его легко узнать по кольцам, которые его опоясывают. Кольца состоят из маленьких частиц льда и камней. Он тоже состоит из пыли и газа. Представьте себе цифру 6 как урну с открытой крышкой. А теперь представьте их много, маленькие, большие, разноцветные, украшенные. Целый САД УРН. 6-Сатурн.

Цифра 7. Планета Уран. Это тоже гигант, но не из газа, а изо льда. Её цвет зеленовато-синий. Уран является третьей по размеру планетой в Солнечной системе, его называют «ледяной планетой», т. к. температура составляет – 224 градусов. Планета как бы «лежит на боку». Лето длится столько же, сколько и зима – по 42 года. Его название легко запомнить. Какие машины выпускают на нашем автозаводе? «Урал» .Представим цифру 7 как памятник, на котором сверху большие буквы «УРАЛ» А планета Уран.

7- Уран

Цифра 8. Нептун. Она находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи не достигают её поверхности. На Нептуне дуют сильнейшие ветра. На ней даже газ превращается в лёд. Красиво светится планета ярко – бирюзовым цветом. Поэтому её назвали в честь морского бога Нептуна. Цифра 8 похожа на волны. 8- Нептун.

9 – Плутон. Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой. Представьте, что 9- это лиса с хвостиком. Как называют лису в сказках? ПЛУТовка. 9 –Плутон.

Вот мы и познакомились со всеми планетами. Какие планеты вы запомнили? (Ответы детей) А по порядку? Давайте попробуем.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз Меркурий,

Два Венера,

Три Земля,

Четыре Марс.

Пять Юпитер,

Шесть Сатурн,

Семь Уран,

За ним Нептун.

Он восьмым идёт по счёту

И совсем уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Теперь вы попробуйте. Я буду называть цифры,а вы планеты. (Повтор стиха с детьми)

А теперь полетим домой. Куда мы с вами летали? (В космос) Почему наша система названа солнечной? Какая планета самая большая? А самая красивая? Какая планета самая первая от Солнца? Назовите пятую планету. Ребята, а настоящие путешественники составляют карты. Давайте и мы с вами составим карту нашей солнечной системы. У вас на столах есть бумага и карандаши. Нарисуйте карту солнечной системы и на изображении каждой планеты напишите её первую букву.

Вы все молодцы! Спасибо за приятное путешествие.

Источник: maam.ru