Конспект беседы с детьми средней группы «Скоро зима»

Бальзамова Наталья Григорьевна
Конспект беседы с детьми средней группы «Скоро зима»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей представление о жизни диких животных зимой.

задачи: продолжать формировать представление у детей о питании диких животных в зимний период.

Развивать речь, внимание, память, интерес к окружающему миру животных.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Оборудование: Панорама зимнего леса. Картинки: дикие животные (зайчиха-мама, ежик, белка, сорока, игрушка зайчик.

Предварительная работа с детьми: Беседы о диких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные».

Ход занятия

В гости к детям приходит зайчишка.

Зайчишка. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знаю, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику. Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей.) Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Я предлагаю вам пойти в лес и помочь зайчишке найти его маму.

(Отправляемся вместе с детьми «в сказочный лес» – подходим к панораме сказочного леса.)

Воспитатель: дети, послушайте пожалуйста стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней —

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

(Ответы детей.)

— Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?

(Ответы детей.)

-Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит? Это же ежик!

зайчонок:Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-зайчиху?

Ежик:Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать.

Дети прощаются с ежиком.

Воспитатель: дети посмотрите, кто это там на веточках скачет?

(ответы детей)

Зайчонок: Здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму-зайчиху?

Белочка:Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Зайчик: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!

Воспитатель: дети, а мы с вами отправляемся дальше на поиски мамы зайчонка. Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу?

(Ответы детей.)

-В лесу живут медведи, волки, лисы…

Зайчик: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.

Зайчик: А вон и мама моя! Мама!

Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Зайчонок: Я заблудился, а ребята помогли мне. Я очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель: Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель: давайте попрощаемся с мамой-зайчихой и зайчонком

(дети прощаются с зайчихой и зайчонком и идём дальше.)

— ой ребята посмотрите на ветвях дерева сидят сороки.

Воспитатель: Здравствуйте, сороки! Подскажите, пожалуйста, как нам выбраться из леса.

Сорока: Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме?

(Ответы детей.)

— Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.

Воспитатель: Дети, а как зимуют волк и лиса?

(ответы детей)

Сорока обобщает ответы детей: «Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов».

Воспитатель: Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.

Сорока: Спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.

Источник: maam.ru