Комплексное логопедическое занятие «Возвращение насекомых на полянку» для старшего дошкольного возраста с ТНР

Наталия Бакланова
Комплексное логопедическое занятие «Возвращение насекомых на полянку» для старшего дошкольного возраста с ТНР

«Возвращение насекомых на полянку» по лексической теме «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Цель: формирование коммуникативных навыков с использованием социо-игровых приёмов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять и закреплять словарь по теме «Весна», согласовывать числительные с существительными (обратный и прямой счёт, делить слова на слоги закреплять умение составлять рассказы – описания с помощью мнемотаблиц, собирать разрезные картинки.

Коррекционно-развивающие: фонематические процессы, лексико-грамматические категории, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, связную речь.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру общения и умение работать в микрогруппах, создавать атмосферу дружеского общения и комфорта на занятии.

Предварительная работа: разучивание динамической паузы и массажного упражнения, разгадывание загадок, рассматривание картинок и иллюстраций с изображением, игры.

Оборудование: (Письмо, карта; «волшебная палочка»; конверты с заданиями; многофункциональные пособия: «Слоговой поезд», «Загадочная ёлочка»; ноутбук, коробочка с фишками, карточки.

Методы и приёмы: вопросы, рассказы детей, чтение стихотворения, игра-путешествие, дидактические игры, самомассаж, биоэнергопластика, социо-игровой подход.

Ход деятельности

I. Организационный момент

Логопед: — Посмотрите к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки

Дети: — Доброе утро! Хорошего дня! Я вас приветствую! Мы рады вас видеть! Здравствуйте уважаемые! Какая приятная встреча! Большая радость видеть вас!

II. Введение в тему (создание мотивации к деятельности)

Логопед: — Ребята скажите, а какое сейчас время года?

Дети: — ответы детей (Сейчас время года весна.)

Логопед: — Как вы догадались, что сейчас весна?

Дети: — ответы детей (солнце ярче светит, часто идут дожди, дикие животные просыпаются, прилетают насекомые, перелетные птицы, расцветают цветы)

Логопед: — Ребята, а куда у нас с полянки делись бабочки?

(стук в дверь, педагог выходит за дверь приносит письмо)

Логопед: — От кого может быть письмо? Давайте откроим?

(Дети открывают конверт, смотрят, что в нём.)

Дети: — ответы детей (Картинка весны, письмо, карта, конверты с заданиями.).

Логопед: — Можно я его прочитаю?

Дети: — ответы детей

Логопед: — Дорогие ребята! Узнала от своего друга ветра, что зима пытается мне помешать и не хочет уступать место весне. Прошу детей помочь мне вернуть бабочек на полянки, я знаю, что они сильные, смелые, воспитанные, дружные, умелые ребята и надеюсь, что они победят злые чары зимы и вернут всё на свои места. В пути вам поможет карта. С уважением Весна!

Логопед: — Значит письмо от кого ребята?

Дети: — ответы детей (Письмо от Весны.)

Логопед: — Вы не боитесь?

Дети: — ответы детей (Мы сильные, смелые, ловкие, дружные и воспитанные.)

III. Основная часть:

Логопед: — Давайте попросим силы у нашего солнышка, чтобы оно нас согревало и оберегало в пути.

Ладошка – это солнышко, а пальчики – лучи.

Солнышко, милое, (поглаживающие круговые движения правой рукой

Поделись своею силою! левой ладони и наоборот)

Просыпайтесь лучики (поочередное поглаживание пальчиков)

Согревайтесь, рученьки.

Солнышко проснулось, (поглаживающие движения от середины

Лобика коснулось, лба к верхней части ушей)

Лучиками провело

И погладило.

Солнышко проснулось, (поглаживание от носа к средней части

К щёчкам прикоснулось, ушей)

Лучиками провело

И погладило.

Солнце личико согрело (поглаживание от середины подбородка

Потеплело, потеплело. к нижней части ушей)

Наши рученьки потянулись (потянулись руками вверх

Наши губки улыбнулись. улыбнулись)

Логопед: — Что силы прибавилось?

Дети: — ответы детей

Логопед: — Найдите себе пару с помощью глаз, убедитесь, что будущий собеседник вас глазами принял, и по хлопку подойдите друг к другу.

Дети: 1станция: (слов: бабочка, жук, улитка.)

Логопед: — Задание: Договориться в паре, кто будет считать прямой, а кто обратный счёт. Сколько всего предметов, которые вы посчитали? На картинках нумерация очерёдности ответов детей в парах.

Дети: выполнение задания

Логопед: — Разойдитесь на три группы по цвету кружков приклеенных на одежду до начала занятия.

Дети: 2 станция: (картинки: «Солнце», «Сосульки»)

Логопед: — Задание: Вьюга разорвала картинки на несколько частей. Пожалуйста восстановите картинку в тройках, договоритесь между собой.

Дети: выполнение задания

Логопед: — Посмотрим, какая следующая станция?

Дети: 3 станция:

Логопед: — До следующей станции мы можем доехать на …., а чтобы узнать на чём? Отгадайте загадку.

— Братцы в гости снарядились,

— Друг за друга уцепились,

— И помчались в путь далёк,

— Лишь оставили дымок. (поезд)

Дети: — ответы детей

Логопед: — Правильно. Это поезд. Он давно уже ждёт вас, но поезд не может отправляться без машиниста. Вам поможет «Волшебная палочка». Встаньте в круг. «Волшебную палочку» будете передавать по кругу под музыку. Когда музыка остановится, у кого окажется палочка, тот и машинист поезда. Дети: определяют машиниста поезда

Логопед: — По дороге, чтобы не было скучно повторяйте слова.

— Поезд едет скрежеща – Ж-Ч-ЩА, Ж-Ч-ЩА,

— Так работает мотор – Р-Р-Р.

— Вот я выгляну в окно – О-О-О.

— Ветер обдувает нос – С-С-С.

— На леса спустилась ночь – Ч-Ч-Ч.

Логопед: — Ребята с нами попутно ехал другой поезд, в котором ехали слова. Они из вагонов вышли на перрон, ветер все их перемешали, слова не знают, в какой же вагон им вернуться. Вам нужно взять картинку, посчитать сколько слогов в слове, отхлопать, оттопать и разместить в поезд по количеству слогов в слове. Брать картинки и отвечать будете по порядку кто за кем ехал в поезде.

Дети: ответы детей

Логопед: — Молодцы! Вы правильно справились с заданием

Дети: 4 станция: — Найдите себе пару с помощью глаз, убедитесь, что будущий собеседник вас глазами принял, подойдите и обнимите друг к другу. Пройдите за столы. Договоритесь между собой, кто будет описывать животное, а кто будет дополнять ответ соседа. Когда команды будут готовы, покажите опознавательный знак «Домик» — руки подняты над головой

Дети: ответы детей.

IV. Заключительная часть: (Анализ эмпатии)

Логопед: – Выберите кружочек, который соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятия:

• Желтый. Если вам было комфортно, удобно, весело и уютно

• Красный. Если: вам сначала было неуютно, некомфортно, а затем стало весело, радостно,

• Синий. Если во время занятия у вас был страх, и вы чувствовали себя неудобно.

Дети: — Выбираю кружочки по цвету.

Логопед: — Судя по количеству желтых и красных кружочков у вас было хорошее и весёлое настроение.

Логопед: — Ребята посмотрите, к нам вернулись бабочки, вы выполнили все задания «Весны», освободили насекомых и теперь весна вступит в свои права. Посадите бабочек на полянку. Вы дружные, внимательные, воспитанные дети. Спасибо вам большое! За ваши старания «Весна» приготовила для вас сюрприз (играет музыка).

Источник: maam.ru