Картотека экспериментов

Елена Попова
Картотека экспериментов

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займёт всё возможное пространство. Вода течёт вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты её сила может превращаться в электроэнергию.

Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.

С помощью опытов и экспериментов ты сможешь убедиться в необыкновенных свойствах воды: способности проникновения, силе давления воды и её способности двигаться пои нагревании.

Эксперимент № 1

Цель: показать детям, что в окружающем нас мире есть предметы тяжелее и легче воды.

Оборудование: ванночка с водой, предметы, выполненные из различного материала.

Ход эксперимента: налить в ванночку воду и опустить по очереди предметы, выполненные из различного материала. Наблюдаем, какие предметы плавают, а какие идут ко дну.

Результат: часть предметов утонули, а часть предметов остались плавать на поверхности воды.

Объяснение: нас окружают разные предметы, одни из них легче воды, другие – тяжелее.

Эксперимент №2.

Цель: показать детям, что вес предмета в воде уменьшается.

Оборудование: безмен, яблоко, тонкую и крепкую верёвочку, глубокий тазик, вода, бумага и карандаш.

Ход эксперимента:

1. Обвяжите яблоко и взвесьте его на безмене, запишите результат.

2. Наполните тазик водой. Не снимая яблоко с безмена, опустите его в воду и снова замерьте его вес.

3. Запишите результат и сравните с предыдущем.

Результат: когда яблоко погружено в воду, безмен показывает меньший вес.

Объяснение: яблоко, погружаясь в воду, вытесняет некоторое её количество. Вытесненная вода стремиться занять своё место и давит на яблоко, стараясь вытолкнуть его вверх. Поэтому в воде вес яблока уменьшился.

Эксперимент № 3.

Цель: показать детям, что воздух легче воды.

Оборудование: газированная вода, стакан, виноград.

Ход эксперимента: налить в стакан газированной воды и опустить в него виноградинки.

Результат: виноградинки сначала опускаются на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и ягоды начинают тонуть. Пока вода не выдохнется, виноград будет тонуть и всплывать.

Объяснение: воздух легче воды, он облепляет виноградину и выталкивает её из воды.

Эксперимент №4.

Цель: познакомить со свойствами солёной воды.

Оборудование: большой стакан, вода, соль мелкого помола, ложка, два яйца.

Ход эксперимента:

1. Наполнить стакан водой до половины. С помощью ложки осторожно опустить в стакан яйцо.

Результат: яйцо опустилось на дно стакана.

2. Вытащить яйцо из стакана и насыпать 10 чайных ложек соли, размешать до полного растворения. Получится рассол.

3. Опять опустить в стакан яйцо.

Результат: яйцо всплывёт наверх.

4. Очень медленно долить пресной воды, до того момента, когда яйцо начнёт тонуть.

Результат: яйцо находится в середине стакана, как бы подвешенное.

Объяснение: яйцо плотнее, чем вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх. В последнем случае пресная вода расположилась слоем над солёной (её плотность меньше). Поэтому яйцо остановилось посередине: плотность яйца больше, чем у пресной воды и меньше, чем у солёной.

Эксперимент №5.

Цель: показать детям, как один и тот же предмет, но в разных положениях, может плавать, или утонуть.

Оборудование: пластилин, крышка от кастрюли, тазик, вода.

Ход эксперимента:

1. Наполните тазик водой.

2. Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.

3. Вытащите лодочку и сомните её в комок.

Результат: лодочка спокойно плавает в воде, а комок пластилина сразу же опустился на дно.

4. Возьмите крышку от кастрюли и опустите её на воду сначала в горизонтальном положении, а потом в вертикальном.

Результат: в горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идёт ко дну.

Объяснение: чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх.

Эксперимент №6.

Цель: познакомить детей с таким понятием, как «поверхностное натяжение воды.

Оборудование: пинцет, иголка, стакан, вода.

Ход эксперимента: наполните стакан до краёв водой. Пинцетом возьмите иглу и осторожно положите на поверхность воды в стакане.

Результат: игла лежит на поверхности воды.

Объяснение: молекулы на поверхности воды образуют плёнку, способную выдержать вес лёгкого тела. Это явление называется «поверхностное натяжение воды.

Эксперимент №7.

Цель: продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.

Оборудование: носовой платок, резинка, стакан, вода.

Ход эксперимента:

1. Намочите и выжмите носовой платок.

2. Наполните стакан водой и накройте его мокрым платком, закрепите платок резинкой.

3. Быстрым движением опрокиньте стакан (работайте над тазом).

Результат: вода не выливается из стакана, как будто бы платок сделан из непроницаемой ткани.

Объяснение: когда смочили платок водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.

Эксперимент №8.

Цель: продолжать знакомить детей с «поверхностным натяжением воды.

Оборудование: тазик, треугольник из картона (лодочка, жидкое мыло, вода.

Ход эксперимента:

1. Наполните тазик водой. Положите лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру.

2. Намочите палец жидким мылом и опустите в воду за лодочкой.

Результат: лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика.

Объяснение: вначале лодочка стоит неподвижно, так как поверхностное натяжение держит её со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшает натяжение за лодочкой, и она движется в сторону, где сила натяжения сильнее.

Эксперимент №9.

Цель: показать детям, что горячая вода всегда поднимается вверх, а холодная опускается вниз.

Оборудование: прозрачная ёмкость, маленькая стеклянная баночка с крышкой, цветные чернила, вода.

Ход эксперимента:

1. Наполните ёмкость водой. Капните несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой, и закройте её крышкой.

2. Опустите баночку на дно большой ёмкости и снимите крышку.

Результат: окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через небольшое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.

Объяснение: вода состоит из маленьких частиц, называемых молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Вода становится менее плотной и поэтому более лёгкой. Вот почему окрашенная горячая вода плавает над холодной. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой.

Эксперимент №10.

Цель: знакомить детей с процессом испарения влаги.

Оборудование: два стакана, вода, плёнка.

Ход эксперимента: налить в два стакана воды и отметьте ее уровень, один из них накрыть плёнкой, затем убрать стаканы на сутки. Через сутки проверить уровень воды и сделать новую отметину.

Результат: на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.

Объяснение: в стакане, не накрытом плёнкой, воды стало меньше, т. к. она испарилась. В стакане, накрытом плёнкой, воды меньше не стало, т. к. плёнка препятствовала испарению.

Эксперимент №11.

Цель: знакомить детей с таким природным явлением, как круговорот воды в природе.

Оборудование: большой пластмассовый сосуд, вода, маленькая банка,

плёнка.

Ход эксперимента: в большой пластмассовый сосуд налить воду и поместить туда банку поменьше. Накрыть всё это плёнкой и поставить на солнце.

Результат: солнечное тепло нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Именно так и происходит круговорот воды в природе.

Объяснение: под лучами солнца вода испаряется. Частички пара поднимаются вверх и оседают на плёнке. Там они охлаждаются и превращаются в капельки воды, которые стекают обратно вниз.

Эксперимент №12.

Цель: показать детям процесс образования облаков.

Оборудование: трёхлитровая банка, горячая вода, поднос лёд.

Ход эксперимента: налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на поднос несколько кубиков льда и поставить его на банку.

Результат: наблюдаем, как воздух внутри банки, поднимаясь вверх, начинает охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться,

образуя облако.

Объяснение: эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Эксперимент №13.

Цель: показать детям, что при замерзании вода расширяется.

Оборудование: пластмассовая банка с крышкой, вода, морозильная камера.

Ход эксперимента: налейте до краёв банку водой. Крышку положите сверху, но не закручивайте. Поставьте банку в морозильную камеру и подождите, пока вода замёрзнет.

Результат: вода замёрзла и приподняла крышку.

Объяснение: когда вода превращается в лёд, её объём увеличивается и, следовательно, в банке ей не хватает места.

Эксперимент №14.

Цель: показать, что в окружающем нас воздухе содержится водяной пар.

Оборудование: стакан, морозильник.

Ход эксперимента:

1. Поставьте в морозильную камеру абсолютно сухой стакан.

2. Через полчаса достаньте стакан из морозильной камеры.

Результат: стакан запотел. Через несколько минут на его стенках образуются мелкие капельки воды. Потрогайте стакан руками – пальцы станут мокрыми.

Объяснение: в морозильной камере стенки стакана охладились. Достаточно вынуть стакан из морозилки, как его стенки начнут охлаждать окружающий воздух. Водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в мельчайшие капельки воды и оседает на стенках стакана.

Эксперимент №15.

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Оборудование: таз с водой, две, разные по размеру льдины.

Ход эксперимента: поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Результат: маленькая «льдина» растаяла быстрее, чем большая.

Объяснение: чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

Эксперимент №16.

Цель: показать детям, что лёд не тонет в воде.

Оборудование: воздушный шарик, вода, ёмкость с водой.

Ход эксперимента: наполните водой шарик и положите его в морозилку. Когда вода замёрзнет, шарик разрезать, а ледяную глыбу опустить в ёмкость с водой. Дети видят, что небольшая часть льда находится над водой, а остальная – под водой. Получился мини айсберг.

Результат: лёд сначала опустился под воду, а потом большая его часть всплыла на поверхность.

Объяснение: при замерзании вода расширяется и, значит, становится менее плотной. Поэтому лёд не тонет.

Эксперимент №17.

Цель: показать детям, что происходит с водой на морозе.

Оборудование: соломинка, мыльный раствор или готовые детские пузыри.

Ход эксперимента: нужно только в сильный мороз выйти на улицу и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Объяснение: вода на морозе кристаллизуется в причудливые узоры.

Эксперимент №18.

Цель: показать, как получаются мыльные пузыри.

Оборудование: раствор для мыльных пузырей (желательно перед употреблением поставить на несколько часов в холодильник). Соломинка, гладкая рабочая поверхность (стекло).

Ход эксперимента:

1. Смочить рабочую поверхность водой.

2. Обмакните соломинку в мыльный раствор, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло – получится купол.

3. Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните первый купол и подуйте в соломинку – внутри образуется купол меньшего

размера.

4. Повторите процедуру в третий раз (действуйте осторожно, новый купол не должен соприкасаться с предыдущем).

Результат: каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к его увеличению.

Объяснение: внутри мыльного пузыря находится воздух. Появление нового пузыря увеличивает объём предыдущего благодаря упругости, которую придаёт ему мыло.

Эксперимент №19.

Цель: показать, как действует вода на дерево.

Оборудование: спички, вода.

Ход эксперимента: надломить спички посередине, после чего капнуть на место сгиба несколько капель воды.

Результат: спички постепенно выпрямляются.

Объяснение: вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустоты пространства между волокнами дерева и заполняет их. Древесина набухает, сгибы распрямляются, и спичка выпрямляется.

Эксперимент №20.

Цель: показать детям, как происходит кристаллизация сахара.

Оборудование: стакан, сахар, ложка, вода, скрепка, карандаш (или соломинка) и толстая х/б нить около 10 см.

Ход эксперимента:

1. Наберите в стакан очень горячую воду и добавляйте сахар, размешивая ложкой, пока он не перестанет растворяться. Нужно делать это быстро, чтобы вода не успела остыть и растворить большее количество сахара.

2. Закрепите нить с одного конца на середине карандаша, а с другого привяжите к скрепке. Поместите карандаш на стакан, нить при этом должна

привяжите погрузиться в раствор и остаться натянутой.

3. Стакан поставьте в прохладное место на несколько дней.

Результат: через несколько дней нитка обрастет сладкими на вкус кристаллами.

Объяснение: раствор сладкой воды поднимается по нити вверх. Вода испаряется. Остаётся только сахар, который образует кристаллы.

Эксперимент №21.

Цель: показать детям, как кристаллизуется соль.

Оборудование: соль мелкого помола, 2 стакана, х/б нить, блюдце, ложка, вода.

Ход эксперимента:

1. В оба стакана налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

2. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку.

3. Оставьте в таком положении на несколько дней.

Результат: вы увидите, как на нитке и блюдце наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!

Объяснение: раствор солёной воды поднимается по нити вверх. Вода испаряется. Остаётся только соль, которая образует кристаллы.

Эксперимент №22.

Цель: познакомить детей с таким свойством воды, как клейкость.

Оборудование: два листа бумаги, вода.

Ход эксперимента: взять два листа бумаги и подвигать их по столу. Бумага свободно скользит в любую сторону. Потом смочить листы водой, слегка прижать к столу, таким образом, мы удаляем лишнюю воду, после этого пробуем ещё раз сдвинуть листы.

Результат: сухие листы бумаги свободно двигаются по столу в любом направлении. Мокрая бумага не двигается.

Эксперимент №23.

Цель: показать, как меняются свойства бумаги при намокании.

Оборудование: цветок из бумаги, миска с водой.

Ход эксперимента: сделать из бумаги цветы. Лепестки закрутить в центр цветка, после чего опустить цветы в воду.

Результат: цветок постепенно раскроется.

Объяснение: вода в силу капиллярности проникает в самые меленькие пустоты пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.

Эксперимент №24.

Цель: познакомит детей с силой давления воды.

Оборудование: 2 пластмассовые бутылки, вода, скотч, шило.

Ход эксперимента:

1. С помощью шила сделайте вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. После чего заклейте отверстия скотчем.

2. Наполните бутылки водой снимите скотч.

Результат: струйки воды, выбрасываемые из бутылки с горизонтальными отверстиями, будут одной длины. В бутылке с вертикальными отверстиями дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего из верхнего отверстия.

Объяснение: вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определённой силой. Это сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием.

О

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С РАСТЕНИЯМИ.

Эксперимент №1.

Цель: наблюдать движение воды в растениях.

Оборудование: любые цветы с белыми лепестками (например, белые гвоздики). Ёмкости для воды, пищевые красители разных цветов, нож, вода.

Ход эксперимента:

1. Наполните емкости водой.

2. Добавьте в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.

3. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся — только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде. Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т. к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

4. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем.

5. Теперь возьмите тот цветок, что вы отложили. Разрежьте (расщепите) его стебель вдоль от центра на две части. Повторите с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого пометите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем др. цвета (например, красным).

Результат: окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. По времени это займет около 24 часов. В конце эксперимента не забудьте обследовать каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки, чтобы увидеть путь воды.

Объяснение: вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

Эксперимент №2.

Цель: Уточнить, что вода движется из почвы к листьям. Установить, куда исчезает вода.

Оборудование: комнатное растение, целлофановый пакет.

Ход наблюдения:

1. Наденьте на комнатное растение целлофановый пакет и закрепите его.

2. Растение поставить в теплое, светлое место.

Результат: через некоторое время на целлофане появляются капельки воды.

Объяснение: капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой, после чего осел на листья.

Эксперимент №3.

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: 3 горшка с землёй, пеком и глиной, зёрна пшеницы или любого другого растения

Ход эксперимента:

1. Посадите зерна в три горшка: с землёй, с песком и с глиной.

2. Систематически поливайте и рыхлите почву одинаково во всех горшках.

3. Зарисовывайте развитие растений на определённых этапах их развития, начиная с первого всхода.

Результат: растение, посаженное в землю, будет намного крепче двух остальных.

Объяснение: для успешного развития растения необходима плодородная

почва, песок и глина для этого не подходит.

Эксперимент №4.

Цель: показать, как двигается сок в стебле растения.

Оборудование: 2 баночки, вода, чернила или пищевой краситель, любое срезанное растение.

Ход эксперимента:

1. Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать.

Результат: примерно через 12 часов будет видно, что растения изменили свой цвет.

Объяснение: окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

Эксперимент №5.

Цель: показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Оборудование: срезанные веточки дерева, овёс, 2 тарелочки, вода, вата, ваза.

Ход эксперимента: (проводится зимой)

1. Поставить срезанные с разных деревьев веточками дерева в вазу с водой и понаблюдать за ними (не забывать менять воду каждый день).

Результат: через несколько дней появятся корешки и крошечные зелёные листочки, которые с каждым днём будут увеличиваться.

2. Положить в два блюдечка семена овса (одно блюдечко сухое, а второе – с влажной ватой, вату постоянно увлажнять).

Результат: зёрна овса, помещённые во влажную среду, в скором времени

дадут толстый белый корешок и зелёный расточек. С зёрнами, помещёнными в сухую среду, ничего не произойдёт.

Объяснение: для полноценной жизни всему живому на земле необходима вода.

Источник: maam.ru