Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности

Арбузова Елена
Картотека дидактических игр по изобразительной деятельности

«Светофильтры»

Цели: расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак оранжевого цвета. Познакомить со способом получения оранжевого цвета с помощью светофильтров.

Материал. Раздаточный: карточка с вырезанным силуэтом моркови; светофильтры: красный, желтый.

Ход работы. Детям предлагаются вспомнить предметы, которые имеют постоянный признак – оранжевый цвет. Затем им раздаются конверты с вырезанными силуэтами моркови и светофильтры. Дети рассматривают светофильтры, называют их цвет, вставляют поочередно по одному в конверт, называют цвет моркови: красная, желтая. После этого им предлагается вложить в конверт сразу 2 светофильтра. Дети убеждаются, что на этот раз у морковки оранжевый цвет.

«Вазы и цветы»

Цели: учить дифференцировать красный, розовой, малиновый и бордовый цвета, идентифицировать объекты по цвету. Выделяя нужный цвет из нескольких разных оттенков красного цвета. Формировать умение контролировать свои действия, используя при идентификации цвета способ приложения.

Материал. Раздаточный: карточки с изображениями ваз красного, розового, бордового, малинового цветов; набор силуэтных изображений цветков такого же цвета.

Ход работы. У детей карточки, на которых изображены вазы красного, розового, бордового, малинового цветов. Педагог предлагает выбрать из набора силуэтных изображений цветков такого же цвета только малиновые и разместить их у вазы соответствующего цвета.

«Шоколадные конфеты»

Цели: учить выделять объекты коричневого цвета из множества разноцветных. Формировать умение устанавливать тождество однородных предметов по цвету способом зрительного соотнесения.

Материал. Раздаточный: карточка, на которой изображены конфеты в разноцветных обертках (7 цветов спектра и коричневого цвета).

Ход работы. У детей карточки, на которых изображены конфеты в разноцветных обертках. Педагог предлагает «собрать» все шоколадные конфеты в коричневых обертках, соединив их линией. Работы анализируются, дети отвечают на вопрос, сколько конфет в коричневой обертке у них на карточке.

«Перестрой ряд»

Цель: закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета. Учить правильно называть оттенки коричневого цвета, сопоставляя и противопоставляя их друг другу. Обогащать речь детей словосочетаниями: «предмет светло-коричневого цвета», «предмет ярко-коричневого цвета», «предмет темно-коричневого цвета». Учить одновременно устанавливать взаимно-обратные отношения объектов по светлоте.

Материал. Раздаточный: силуэтные изображения медведей коричневого цвета трех оттенков.

Ход работы. Педагог раздает силуэтные изображения медведей коричневого цвета трех оттенков и предлагает выложить ряд в порядке убывания светлоты. Дети выкладывают ряд по правилу, называют цвета и оттенки предметных изображений, обращая внимание на последовательное расположение объектов, отличающихся светлотой, направление ряда. После выполнения задания им предлагается перестроить ряд, т. е. выложить объекты в порядке возрастания светлоты, от светлого к темному.

«Чайный сервиз»

Цели: познакомить детей с теплыми и холодными цветами спектра. Сформировать представление о том, что красный, оранжевый и желтый цвета и их оттенки — это теплые цвета; синий, голубой, фиолетовый и их оттенки — холодные цвета, зеленый цвет — это нейтральный цвет.

Демонстрационный материал: картинка с изображением радуги. Раздаточный: красные и синие листы бумаги с изображениями чайника и чашки; набор разноцветных кружков всех цветов радуги.

Ход работы. Дети рассматривают изображение радуги, называют все цвета радуги. Педагог сообщает: «Цвета радуги подразделяются на теплые и холодные цвета. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представлением о воде, снеге и т. п. — это синий, голубой, фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, его мы не будем относить ни к теплым, ни к холодным цветам». Предлагает повторить названия теплых и холодных цветов и показать их на радуге. Затем детям раздаются листики с изображениями чайника и чашки и набор с цветными кружками. Педагог сообщает задание: «Украсить чайник и чашку, которые изображены на красном листе бумаги кружками теплых цветов, а на листе синего цвета – холодных». Дети повторяют задание и приступают к его выполнению. В конце занятия педагог дает оценку выполненной детьми работы. Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию.

«Удивительная ладонь»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Педагог предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

1. «Радуга»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, Педагог показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый

2. «Радуга»

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Листы бумаги с недорисованной радугой.

Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», в которой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый — красный, охотник — оранжевый и т. д.).

«Черное — белое»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: Педагог делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Педагог бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«Разноцветное домино»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: Педагог набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«Весёлые обезьянки»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: Педагог набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников.

«Подбери изображение к игрушке»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«Кто быстрее и больше нарисует кружочков»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется — слева — направо, а другая рисуется — справа — налево.

«Какая! Какое! Какой!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь — овальный, гладкий, твердый и т. д.

«Собери узор»

Педагог предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм — семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочки»

Педагог предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 — 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Весёлый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина, на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

1. «На что похоже»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Задание: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

2. «На что похоже»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок — на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Разрезные картинки»

Цель: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы). Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, играющие собирают из частей изображение какого либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

«Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи.

Материал: Хохломская посуда, гжельская посуда, дымковские игрушки, городецкие доски.

Ход игры: перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочерёдно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка даётся за правильный ответ).

«Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трёх игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход игры: детям предлагается поочерёдно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна хохломская ложка; две городецкие доски и одна дымковская игрушка; две дымковские игрушки и одна гжельская тарелка. Ребёнок должен сказать, какие два предмета принадлежат одному промыслу, а какой предмет лишний. Попросите ребёнка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки — дымковская, гжельская и городецкая.

«Продолжи узор»

Цель: Закрепить умение детей рисовать дымковский узор по мотивам дымковской росписи.

Материал: Элементы дымковской росписи из бумаги.

Ход игры: Игроки выбирают карточки с рисунком. Продолжают рисование, используя начатые элементы росписи, подбирая цветовую гамму и заданный элемент.

«Укрась фартук»

Учить составлять декоративные композиции — располагать элементы, подбирая их по цвету, на силуэтах фартука стиле дымковского промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал. Плоскостные изображения фартуков; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Дымковская мозаика»

Цель: Уточнить и закрепить представление об элементах дымковской росписи, развивать память, композиционные умения. Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.

Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек, набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.

Ход игры: Предложить детям создать свою собственную дымковскую игрушку.

«Реставратор»

Цель: закрепление знаний элементов дымковской росписи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям восстановить «разбившуюся» игрушку. Задача каждого реставратора определить, какой фрагмент росписи утрачен, и нарисовать его.

«Угадай -ка»

Цель: закреплять представления об особенностях народного промысла. Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «угадай – ку». Дети должны выбрать из предложенных предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров (или хохломских). И ответят почему они выбрали это изделие.

«Замок»

Цель: Развивать чувства формы.

Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры. Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку.

«Цвета вокруг нас»

Цель: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.

«Подбери цвет и оттенок»

Цель: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.

Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах.

Задание: 1–й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными. 2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Объемная штриховка»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши.

Задание: В центре листа бумаги ставится точка и от нее рисуются три луча: вертикальный, горизонтальный, по диагонали. Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча. Дети убеждаются: с помощью штриховки можно получить объемное изображение.

«Художники волшебники»

Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков. Материал: Бумага. Акварель.

Задание: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания, кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися, потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку с крупным ворсом, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

«Палитра»

Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего). Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных, создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

«Убери лишнюю»

Цель: Уточнить представления детей о натюрморте.

Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа. Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми.

«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.

Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

«Любопытная змейка»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши. Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т. д., не пропуская ни одного)

«Железная дорога»

Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение. Материал: Нарисовать фломастером поезд.

Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда животных.

«Волшебные линии»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты геометрических фигур.

Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т. д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).

«Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

Источник: maam.ru