Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы

Галия Саттарова
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей младшей группы

Картотека дидактических игр и упражнений по развития речи для детей младшей группы. «Угадай, что делать?»

Цель. Развивать умения детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Учить детей переключать слуховое внимание. Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход: дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут, если тихо — держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Ход. Взрослый: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду стучать в бубен, а вы должны убегать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

«Догадайся, что звучит?»

Цель: Продолжать узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов, предметов. 1вариант. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. 2 вариант. Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Для игры нужен колокольчик.

Ход. Дети садятся в кружок. Выбирается водящий, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей колокольчик и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, рукой указывает направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает колокольчик. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игра повторяется 4-5 раз. Следить, чтобы водящий не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить не очень громко.

«Бабочка, лети!»

Цель. Вырабатывать длительный, непрерывный ротовой выдох. Подготовительная работа. Нужны 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см, прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Дует на них. Смотрите, полетели. Попробуйте подуть. У кого дальше полетит?» Дети встают по одному возле каждой бабочки и дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторить несколько раз. Следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, иначе у него может закружиться голова.

«Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от детей умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха. Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Ход. Дети сидят полукругом. В центре на столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п. Давайте покатаемся на кораблике из одного города в другой, города обозначить значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Налетел порывистый ветер. «П-п-п.» — дует ребенок. (повторяя игру, кораблик нужно пригнать к определенному месту.) Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

«Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить громко; тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Нужны парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочки.

Ход. Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она сигналит громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Также обыгрываются другие игрушки. Методические указания. Можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить: при тихом произнесении звукоподражаний не переходить на шепот.

«Часы»

Цель. Развивать речевое внимание детей.

Ход. Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик — трак…»! Заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети голосом имитируют ход и звон часов).

«Медвежата мед едят»

Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход. Воспитатель: Вы будете медвежатами, а медвежата любят мед. Дети подносят ладонь поближе ко рту и «слизывают» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (воспитатель показывает все действия). Игру повторить 3-4 раза. Воспитатель: «Медвежата наелись: облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики: «У-у-у» (2-3 раза).

«Лягушка и лягушата»

Цель. Развивать речевое внимание детей.

Ход. Разделить детей на две группы: большие и маленькие лягушки. «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают). Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход. Воспитатель: Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама — птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«На приеме у врача»

Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход. Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие). Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Узнай по голосу»

Цель. Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход. Воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход. Воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Кто как кричит?»

Цель. Развивать речевое внимание детей.

Ход. У мамы птицы был маленький птенец (воспитатель выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик — чирик» (дети повторяют 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход. У детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход. Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А как кричит детеныш – ягненок? и т. д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки ищут. Чья мама или чей папа позовут детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

«Магазин»

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход. Воспитатель предлагает пойти в магазин и купить игрушки. Купить можно только, если поговоришь как игрушка. Дети подходят к столу и произносят характерные звукосочетания для данной игрушки (ду-ду, ме-ме, би-би)

«Будь внимательным»

Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход. Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

«Колокольчики»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход. Воспитатель: Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки – маленькие колокольчики и звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики — большие колокольчики и звенят: «Дынь-дынь-дынь». Сначала «позвенят» и споют песенку девочки, затем мальчики. Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями.

«Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход. Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. Воспитатель: Идут слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза.) — Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише). — Идут поросята, они топают еще тише…

— Идут ежики, они топают очень тихо…- Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание). Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

«Кукушка и дудочка»

Цель. Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход. Воспитатель: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки). Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Воспитатель 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Забей гвоздик молоточком»

Цель. Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Ход. Воспитатель: Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь большим молотком… Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком… Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

«Подуем на шарик»

Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход. Дети берут шарик за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на шарик). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

«Ветерок».

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход. Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.

«Оближем губы»

Цель. Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход. Воспитатель: Давайте съедим конфету (дети и воспитатель имитируют, что едят конфеты, и причмокивают). Конфеты вкусные, оближем губы (показ: языком провести по верхней губе от края до края, затем по нижней губе – должны получаться круговые движения).

«Гуси»

Цель: уточнить и закрепить произношение звука «а», готовить детей к составлению текста – описания.

Материал: картина «Гуси».

Ход. Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. В: Гуси-гуси! Дети: Га-га-га. В: Есть хотите? Дети: Да-да-да. В: Покажите как гуси широко раскрывают клюв. Дети: Га-га-га. В: Есть хотите? Дети: Да-да-да Захлопали гуси крыльями, улетели. (Игра повторяется 3-4 раза)

«Угадай по голосу»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: корзина с игрушками. Ход. Воспитатель: Кто это к нам пришел? (Это …достает петушка, лягушка, утка… Д: Петух. В: А это, дети (показывает картину, кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря? Дети: Утка. Воспитатель: Кто квакает ква-ква?. Воспитатель: Кто кукарекает: кукареку?. Воспитатель: А как кукушка кукует? Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает). Воспитатель: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку). Дети: Когда кукушка говорит ку-ку, она что

делает? — кукует). Воспитатель: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите, как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.) Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук у. потяните его: ууу. Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми). Игрушки остаются для свободной игры детей.

«Научим зайку правильно говорить»

Цель. Развивать интонационную выразительность. Воспитатель: Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка». Елочка – белочка. Оник – слоник (После «обучения», зайка начинает называть все предметы правильно).

«Загадки»

Воспитатель: Наша лягушка любит отгадывать загадки. Воспитатель: с помощью жестов, мимики, звуков изображают животное, дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает прочитать стихотворение об угаданном животном. (Зайку бросила хозяйка… Мишка косолапый). Далее загадки загадывают дети.

Список литературы:1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : мозаика-Синтез, — 112 с.

2. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

3. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1991

Источник: maam.ru