Итоговое занятие кружка «Ритмопластика» для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста

Наталья Стеценко
Итоговое занятие кружка «Ритмопластика» для родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста

Общее понятие и история

Ритмопластика это — синтетический вид деятельности, основанный на гармоничном соединении движений, музыки, игры, которые раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Ритмопластика является начальным этапом освоения искусства танца.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Древними греками было сформировано представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика тела и музыка для души…Ввиду этого воспитание в музыке надо считать главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». В современном очень непростом и жестоком мире, естественно стремление педагогов и родителей воспитать ребенка по законам красоты воплощая в реальность формулу Платона:

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни- к абсолютной красоте».

Идея синтеза музыки и движений была развита швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком — Далькрозом (1865-1950, который разработал на ее основе в начале ХХ века систему музыкально-ритмического воспитания детей — «метода ритмической гимнастики». Он писал: «С первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга».

Прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу российских педагогов, которые организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где и разработали учебные программы, методические указания, репертуар к проведению занятий по ритмике.

В концепцию нашего кружка легли разработки и программа по ритмической пластике

«Ритмическая мозаика» Анны Иосифовны Бурениной, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования.

Цель

Развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности : овладение собственным телом как музыкальным инструментом, развитие способности «видеть» музыку, передавать в движении ее характер, образ, тончайшие нюансы. Погружение в музыкальное движение способствует психологическому раскрепощению ребенка, и таким образом через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента у детей развивается музыкальный слух, потребность в импровизированном движении под музыку.

Задачи

Развитие музыкальности:

-развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать содержание музыки;

-развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;

-развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

-развитие музыкальной памяти.

Развитие двигательных качеств и умений:

-развитие точности, координации движений;

-развитие гибкости и пластичности;

-формирование правильной осанки;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

-развитие творческого воображения и фантазии;

-развитие способности к импровизации.

Развитие и тренировка психических процессов:

-развитие умения выражать эмоции в мимике ;

-развитие восприятия, внимания, памяти;

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

-воспитание умения сопереживать людям и животным;

-воспитание умения вести себя в группе во время движения;

-воспитание чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Укрепление здоровья детей:

Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной активности

Методика организации и проведения занятий

1. Способность детей к подражанию. Подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» (выражение С. Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. С помощью «вовлекающего показа» педагог помогает детям перевести зрительное восприятие в двигательную реакцию. Совместное исполнение способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмическое дыхание под музыку. Регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Оказывает гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.

Особое внимание уделяется определению сложности выполняемых упражнений и соответствие их возрастным особенностям детей и их возможностям. Педагог должен уметь определять «зону ближайшего развития» для каждого ребенка (по Л. С. Выготскому, т. е. от простого к сложному. Это позволяет предвидеть последующую ступеньку в их развитии.

2. Развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений.

3. Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Творческое самовыражение в движении под музыку, т. е. переход в категорию автоматического.

Главное — дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.

Подбор музыки и репертуара

Доступность

-быть небольшой по объему (от 1,5 минут для младших дошкольников до 3-4 минут для старших);

-умеренной по темпу (умеренно быстрая и умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорением и замедлением) для старших дошкольников;

-должна иметь несложную музыкальную форму: 2-х или 3-х частную с ясной фразировкой для младших дошкольников, для старших детей можно использовать вариации и рондо в сокращенном виде;

-музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, «дождик», «ветер качает листики», «лягушка прыгает»).

Музыка должна отвечать требованиям высокой художественности, воспитывать вкус ребенка, обогащать его разнообразными музыкальными впечатлениями и, конечно, быть удобной для двигательных упражнений, вызвать моторную реакцию.

В процессе занятий кружка подбираются и используются разнообразные по жанру и по характеру композиции: детские песни, народные мелодии, эстрадные мелодии, классические произведения.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

Оснащение предметной пространственной среды

На занятиях по ритмопластике используются различные предметы, атрибуты и элементы театрализации:

-платочки, бубны, ленточки на кольцах, флажки, султанчики, погремушки, цветы, колокольчики;

-перчаточные куклы (рыбки);

— буратинки;

— куклы прыгунки;

Для открытых занятий и отчетных концертов используются также костюмы.

Технические средства

Пианино, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, фонотека -аудио материал различных музыкальных произведений.

Мониторинг танцевально-ритмической деятельности.

Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Ритмопластика» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.

Это исследование проводится в два этапа:

— в начале учебного года с использованием таких методов как беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения;

— в конце учебного года проводится открытое занятие или отчетный концерт.

С обязательным учетом возрастных особенностей можно предположить ожидаемые результаты :

-овладение техникой основных двигательных и танцевальных движений;

-овладение выразительностью и красотой движения;

-овладение чувством ритма;

-возросший интерес к занятиям танцевально-ритмической деятельностью;

-укрепление иммунной системы организма;

-укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного аппарата;

-развитие правильной осанки.

Используемый музыкально-ритмический материал

Разминка

«Паровоз привёз нас в лес»

Цель: подготовить мышцы детей к выполнению упражнений и движений.

Упражнения, этюды, игры

(игровой тренинг)

Упражнения, игры, этюды, способствуют развитию у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей.

Игровой тренинг можно проводить с детьми при различных формах работы: в совместной деятельности, развлечениях, в индивидуальной работе и т. п. Развитию мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии в игровом тренинге способствует и упражнения с использованием атрибутов.

Подобные игры и этюды может включать и в начало занятия, и в конец — в зависимости от содержания работы с детьми и поставленными задачами.

Важен творческий подход к организации педагогического процесса, поэтому педагог сам выбирает, каким образом игровой тренинг будет включаться в систему работы с детьми.

Буратинки

Разноцветные колпачки, которые надеваются на всю кисть руки.

Цель: способствовать развитию сенсорной сферы, базовых психических процессов, выразительной пластики, творческих способностей.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Дети крутят всей рукой.

2. Дети крутят рукой от пальцев до локтя.

3. Дети крутят только кистью.

4. Дети крутят только указательным пальцем.

Затем колпачок надевается на другую руку, и упражнение повторяется.

Варежковая кукла

Рукавичка, перчатка.

Варежковые куклы- рыбки надеваются на кисть руки, как зимняя варежка. Манипуляция такой куклой развивает гибкость и подвижность рук, главным образом кистей и пальцев.

Упражнение «Рыбки-подружки»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, пластики движений, снимания, памяти, воображения и фантазии.

И. п. :дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

Под музыку педагог предлагает произвольный рассказ о рыбках подружках. По ходу рассказа показывает детям движения, Дети повторяют их. Выбор музыки, движений произвольный.

Рыбки играли и танцевали,

Плавали вместе

И вместе устали. — положить обе ладошки рук к себе на грудь

Полежали, отдохнули,.

Хвостиками вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули. обе руки плавно возвращаются в исходное положение за спину.

Куклы – прыгунки

Это легкие мягкие игрушки, к голове которых прикреплена шляпная резинка с ручкой. Эти куклы хороши для развития координации движений, поэтому они в основном используются в работе с младшими дошкольниками.

Музыкально — ритмическая композиция с использованием кукол – прыгунков «Ква-Ква-Ква» муз. ,сл. Г. Ф. Вихаревой

Упражнение–этюд на создание игрового образа

«Разноцветные облака»

Цель: способствовать умению плавно выполнять движения в соответствии с характером музыкального сопровождения.

Атрибуты — разноцветные газовые платки- облака

Педагог предлагает детям рассказать о своем настроении, какое оно. Представить, что наше настроение может быть похоже на облака. Достает по одному платки и подбрасывает их; платки плавно опускаются на пол. Наше настроение стало разноцветным. Затем педагог предлагает оживить облака. Они хотят ходить, танцевать, летать…

Смотрите как облако ходит (водит уголком платка по полу).

А может оно и кружиться (вращает кистью).

А может и летать (подбрасывает платок, и он медленно падает).

А когда облачко заканчивает свое выступление, оно укладывается на пол.

А чему вы могли бы научить облачко?

Облачка разложены на полу.

едагог предлагает детям научить танцевать любое облачко, которое им нравится. Под музыку разного характера дети имитируют «Танец облаков».

Релаксационные упражнения

Цель: способствовать развитию воображения, произвольности движений.

» Загадочные сны»

Тренинг развития воображения, произвольности движений

«Сон-фантазия»

Дети лежат на полу свободно. Глаза могут быть закрыты или открыты. Под музыку дети сочиняют сон. После того как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели» (на-фантазировали) во сне.

Игровой тернинг — упражнеие на развитие слухового внимания

«Звуки леса»

Цель: слухового внимания, воображения, фантазии.

Прослушивание в записи звуков:

журчание ручейка;

пение птиц;

легкий ветерок;

начало дождя;

усиление ветра, гроза;

затихание ветра, окончание дождя.

Источник: maam.ru