Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ

Инна Козлова
Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ

Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:

Водовоз вёз воду из водопровода.

Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

— Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

— Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

— Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

— Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

— Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

— Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача педагога – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т. д.

Примерные скороговорки:

Для детей 5 лет:

1.

У осы не усы,а усики.

2.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

3.

Щёткой чищу я щенка,щекочу ему бока.

4.

Коля колья колет. Поля поле полет.

5.

Дятел дерево долбил,деда стуком разбудил.

6.

На горе Арарат растет красный виноград.

7.

На дворе трава, на траве дрова.

8.

Проворонила ворона воронёнка.

9.

У мыши в норке сыра корка.

10.

Шесть мышат в доме шуршат.

Для детей 6 лет:

1.

Баран буян залез в бурьян.

2.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

3.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

4.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

5.

Купила бабуся бусы Марусе.

6.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

7.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

8.

Оса боса и без пояса.

9.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку.

10.

Вёз корабль карамель. наскочил корабль на мель.

Для детей 7 лет:

1.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.

2.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

3.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

4.

Мама Маше дала сыворотку из-под простокваши.

5.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила.

6.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь.

7.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

8.

Саша шапкой шишку сшиб.

9.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

10.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

 

Источник: maam.ru