Игры и упражнения для развития речевого дыхания
ализа саидова
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи — речевое дыхание.
Речевое дыхание — это дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным ротовым типом дыхания. Речевое дыхание характеризуется правильным сочетанием вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.
Поэтому задачами являются:
— используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох;
— путем подражания речи взрослого воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе).
Чтобы выработать плавный продолжительный выдох, предлагаем детям в игровой форме такие задания: «Крутись, вертушка!», «Футболисты», «Горячий чай», «Лыжники».
Для выработки продолжительного выдоха предлагаются задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку, укладывая куколку спать — а-а-а-а, изображают, как гудит самолет – у-у-у, показывают горлышко доктору и др.).
Особое внимание обращается на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, ау-ау, уа-уа, би-би, звукосочетаний — мяу.
Приучаем детей произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить от произношения одного звука к другому.
Занятия с детьми по выработке продолжительного выдоха проводим во время гимнастики, подвижных игр, в игровой форме, создаем игровые ситуации: «Кукла хочет спать», «Бабочка, лети!», «Пускание корабликов», «Птицеферма», «Птицы и кот» и др.
Предлагаем Вам дома поиграть с детьми в эти игры для развития речевого дыхания.
«Пузырики»
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки — пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 — 3 раза.
«Насосик»
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 — 4 раза.
«Ныряльщики»
Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
«Дровосек»
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз выдох с произношением слова: Ух-х-х. (5-6 раз).
«Говорилка»
Вы задаёте вопросы, малыш, сделав глубокий вдох, отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту — ту — ту — ту.
Как машинка гудит? Би — би. Би би.
Как «дышит» тесто? Пых — пых — пых.
Покажи горлышко доктору: а-а-а.
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу. (Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо. (Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх. (Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака. (Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю. (Круговые движения руками)
«Забей мяч в ворота»
На противоположный край стола ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Малыш дует на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Источник: