Игра — занятие в старшей группе «Путешествие в сказочную страну»

Елена Микрюкова
Игра — занятие в старшей группе «Путешествие в сказочную страну»

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного фольклора через сказку.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством,

• Закреплять умение детей пересказывать сказку на основе построения наглядной модели;

• способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса;

• воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение понимать и сопереживать героям сказки.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, пересказ сказок с использованием моделей, ди «Чудесный мешочек» (описание и сравнение предметов, ди по русским народным сказкам: «Кто лишний», «Доскажи словечко», «Угадай-ка», драматизация сказок.

Материалы и оборудование: слайдовая презентация;; маски животных лисы и зайца; игрушки Дед Мороз и Снегурочка, “волшебный снежок”; два конверта с мнемоквадратами по сказкам «Заюшкина избушка» и «Лисичка со скалочкой»; куклы би-ба-бо (дед, баба, девочка, курочка, лягушка, лиса, баба Яга, дед Мороз)и изображения сказочных предметов; аудиозаписи песен: «Детская песня про Лукоморье» (муз. А. Садовников, сл. С. Ермолаева, песня-игра «Лесом по просёлку» (сл. М. Михайловой, муз нар.).

Ход:

Дети входят в группу, звучит

«Детская песня про Лукоморье», муз. А. Садовников, сл. С. Ермолаева,

дети становятся полукругом.

Воспитатель:

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

-А вы любите сказки? (Да.)

И я тоже очень люблю, ведь именно там происходят настоящие чудеса. Предлагаю вам отправиться в сказочную страну. Вы хотите? Все готовы? (Хотим, готовы).

Только как мы сможем туда попасть? (предположения детей)

Я знаю волшебные слова, а вы не отставайте, слова за мною повторяйте и движения выполняйте.

(Дети выполняют движения пальчиковой игры, повторяют слова воспитателя.)

Пальчиковая игра «Замок»

-Начинаем колдовать, двери в сказку открывать (с силой сжимаем и разжимаем кулачки)

Хоть замочек очень крепкий — (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим «замочек»)

А потом три раза дунем, (вдох через нос, три раза дуем)

Покачаем — раз, два, три (покачивание и повороты кистей рук на уровне груди)

В сказку дверь, замочек, отопри!

Двери открываются, сказка начинается (разводят руки в стороны).

Дети с воспитателем находят под белой тканью игрушку, встают полукругом.

-Ребята, посмотрите, кто это здесь спрятался в снегу? Давайте попробуем угадать, но не с помощью глаз, а при помощи рук. (Дети по очереди подходят, ощупывают и пытаются отгадать, кто спрятался внутри)

-А как вы догадались, что в снегу спряталась девочка? (У неё есть платье.)

-А как вы думаете, из какой сказки эта девочка? (Достаёт игрушку и показывает детям)

-Правильно, из русской народной сказки «Снегурочка».

Воспитатель:

-Какая она красивая, но почему то очень грустная. Как вы думаете, дети, почему? (Дети объясняют, что у этой сказки грустный конец).

-Чтобы развеселить Снегурочку, давайте придумаем другой конец этой сказке. (Заслушивают несколько ответов).

Снегурочка спрашивает детей, зачем они пришли к ней в сказку.

Дети объясняют, что отправились в путешествие по сказочной стране. Но куда идти не знают и боятся заблудиться. Снегурочка предлагает детям подарить волшебный снежок, если они назовут, русские народные сказки. Дети передают снежок и называют сказки.

Снегурочка:

-Куда покатится снежок, за ним скорее вы шагайте, только смотрите, в лесу не заплутайте.

Воспитатель прокатывает снежок в определённом направлении.

Дети находят конверт. В нём сказочные загадки. Воспитатель предлагает детям сесть.

-Если правильно отгадаете загадки, то увидите отгадки. (Показ слайдовой презентации).

1. Разбойники белые! Вот беды наделали:

В деревню прилетали и мальчика украли.

Только смелая сестра всё равно его нашла.

Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди») (сл№2)

2. Она по ягоды пошла, да на домик набрела.

Дом под старою сосной. В доме жил медведь большой.

Заболела б от тоски, Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»(сл№3)

3. Жизнь её не весела: на болоте век жила.

Прилетела к ней стрела,

Но Иванушка пришел, со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка (сл№4)

4. Парень по воду побрёл, в проруби её нашел.

Чудеса теперь кругом: вёдра прискакали в дом.

Берегите, братцы, ноги: едет печка по дороге!

Всё по его хотению… («По щучьему велению») (сл№5)

5. Из снега, снега белого дочку себе сделали.

А весна — красна пришла — дочка и растаяла… («Снегурочка») (сл№6)

6. Жила в лесу зверей семья. Однажды девочка пришла.

Очень возмутились звери, что в их доме спали, ели.

Назовите поскорей этих сказочных зверей. («Три медведя») (сл№7)

7. Он сумел поймать волчишку,

Он поймал зайку и мишку.

Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. («Бычок – смоляной бочок») (сл№8)

Воспитатель:

-Все загадки отгадали, молодцы. Продолжаем наше путешествие. Куда же теперь покатится наш снежок? (Прокатывает снежок к ёлочке). Воспитатель предлагает поиграть в ди «Угадай, чей предмет». На ёлочке висят изображения сказочных предметов, а под ёлочкой — сказочные персонажи. (Напр. : Лягушка — стрела, Медведь-короб, Баба Яга — избушка на курьих ножках и т. д.).

-Молодцы! С вашей помощью все сказочные герои нашли свои потерянные предметы. А теперь давайте отдохнём, хоровод возле ёлки заведём.

Физкультминутка

Воспитатель включает аудиозапись песни «Лесом по просёлку» сл. М. Михайловой, муз нар.

«Лесом по просёлку шли сюда на ёлку,

Эй, давай, подпевай, шли сюда на ёлку.

Вот бегут зайчишки, зайчики – трусишки.

Ушками задвигали, у ёлочки запрыгали.

Вот шагают петушки — золотые гребешки.

Красные сапожки на высоких ножках.

Вышел из берлоги мишка на дорогу.

Лапами захлопал, по снегу затопал.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка.

Покажи свои царапки, бархатные лапки».

(Дети двигаются под музыку, изображая животных.)

-Хорошо мы поиграли, отдохнули, поплясали. А сейчас снежок приглашает всех к столам.

Дети делятся на две команды, воспитатель предлагает из мнемоквадратов собрать мнемодорожку по сказкам «Лисичка со скалочкой» и «Заюшкина избушка».

Дети выкладывают, объясняют свой выбор.

-А давайте, мы с вами обыграем главных персонажей сказки. Попробуйте передать характерные особенности персонажей: лису из сказки «Лисичка со скалочкой» и зайчика из «Заюшкиной избушки».

(Дети по желанию выходят, надевают шапочки персонажей, рассказывают отрывок из сказки, передавая характерные особенности).

Воспитатель:

-Вот мы и ещё две сказки вспомнили. Ну что ж, продолжаем наше путешествие. Куда покатится волшебный снежок? (Направляет снежок к домику).

-Как вы думаете, кто может жить в этом домике? (Ответы детей)

-В этом домике живёт Дед Мороз. (Показывает игрушечного деда Мороза)

-Из какой сказки этот сказочный герой? (Из сказки «Морозко»)

— Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро)

-Какой был в сказке Морозко?

-Чему учит нас сказка «Морозко»? (Нельзя быть грубыми, злыми и жадными, а надо быть со всеми добрыми, ласковыми, уметь делиться и тогда вас будут любить и захотят дружить).

Дед Мороз хвалит детей, что они знают много сказок, поздравляет всех с Новым годом и дарит подарок со сладостями.

Воспитатель:

Ну, а нам пора прощаться

и со сказкой расставаться.

Мы в сказку поиграли

и, конечно, немного устали.

Закончились наши большие дела,

Нам в детский сад возвращаться пора.

-Как же нам поскорее вернуться в детский сад? Дедушка Мороз, помоги, нам дорогу покажи!

-Ребята, крепче за руки держитесь и смотрите, чтобы никто не остался в сказочной стране. Повторяйте все со мной:

-Мы шагаем друг за другом

Зимним лесом, снежным лугом.

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите!

(Дети идут за воспитателем, повторяют слова, выполняют дыхательные упражнения).

-Вот мы и вернулись в детский сад. Что вам понравилось, запомнилось?

Кто расскажет, чем мы сегодня занимались? Хотелось бы вам ещё отправиться в такое путешествие? Почему? (Дети делятся впечатлениями о занятии.)

Источник: maam.ru