Явления природы

Наталья Алексеевна Макеева
Явления природы

ООД для детей старшего возраста

«Путешествие в мир явлений природы»

Цель: Познакомить детей с явлениями природы.

Задачи:

1. Дать представление о характерных признаках явлений природы, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.

2. Развитие представления детей о многообразии явлений природы. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.

Оборудование: ПК, презентация по теме.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Методы и приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.

Материалы: иллюстрации природных явлений (радуга, гром и молния, дождь) календарь природы.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня нас ждет интересное и познавательное путешествие в мир явлений природы. А на чем мы можем отправиться в путешествие?

(ответы детей). Тогда занимаем места и отправляемся. Пока мы едим, послушайте стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

Воспитатель:

-О чём мы будем говорить сегодня? (ответы детей).

Воспитатель:

-Послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года в нем говорится?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(ответы детей — о лете).

— Конечно о лете, это самое любимое время года и детей и взрослых.

Какие же явления природы можно наблюдать летом?

Ответы детей — летний гром и молния, дождь, а после дождя радуга).

Воспитатель: нас ждет первая остановка, но как она называется, догадайтесь и подскажите мне.

Рассказа К. Ушинского «Солнце и Радуга».

(Воспитатель рассказывает историю и подводит детей к правильному ответу — о чем шла речь в рассказе — о дожде и радуге). Значит первая остановка

«Радужная».

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.

«Райская дуга» назвали ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

По радуге люди могли определить погоду на ближайшие дни:

•В радуге больше красного цвета — к ветру.

•Если радуга после дождя скоро пропадает — к ясной погоде, а если долго стоит — к ненастью.

•Радуга утром — к дождю.

Как возникает радуга?

Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?

Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»,

«Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки».

В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Что же означает каждый цвет в радуге:

Красный цвет – самый сильный. Это цвет активности, уверенности, праздника.

Оранжевый цвет- цвет хорошего настроения. Он самый веселый, открытый, дружелюбный, эмоциональный.

Желтый – цвет солнца, а значит тепла и оптимизма. Хорошо влияет на внимание и память.

Зеленый – цвет юности, роста, новизны. Зеленый успокаивает, расслабляет и благотворно влияет на зрение.

Голубой – цвет неба, полета, мечты. Оказывает умиротворяющее воздействие.

Синий цвет – цвет постоянства, доверия, истины и глубины. Успокаивает и умиротворяет. Олицетворяет собой покой, гармонию, новизну.

Фиолетовый – цвет сложный, насыщенный, мистический.

Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги (экспериментирование с красками).

А бывает ли радуга без дождя?

Такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.

Радуги можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель, разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой.

Экспериментирование:

Можно приготовить мыльный раствор и надуть мыльный пузырь. На пузыре появится радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем, а потом продолжим наше знакомство с радугой.

Физминутка:

В небе гром, гроза. (Хлопки)

Закрывай глаза! (Закрыть глаза)

Дождь прошел.

Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)

В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей, (Зовущие движения)

По траве босиком, (Бег на месте)

Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке, (Хлопки)

По цветной дуге

На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)

Вниз по радуге верхом.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу. Дети выполняют рисунок солью.

Рефлексия:

-О каком природном явлении мы сегодня говорили?

-Что нового и интересного вы узнали?

-Какие моменты вам больше понравились и почему?

Источник: maam.ru