Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства

Елена Гаврилюк
Формирование социокультурной толерантности детей старшего возраста в рамках социально-коммуникативного пространства

В современном обществе одной из актуальных проблем является воспитание толерантности. Терпимость означает готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним.

Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Важная роль в решении данного вопроса отводится дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Социокультурная толерантность — это уважение к достоинству и ценностям другого человека, принятие культуры, истории и ценностей других народов. Дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и её вхождения в социум. Современные российские дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание в ребенке уважения к себе и другим способствует развитию толерантного отношения к людям разных национальностей и культур. Толерантность дошкольника подразумевает:

• умение ребенка осуществлять социальные коммуникации,

• тактичное и уважительное отношение к окружающим людям,

• способность к восприятию многообразия мира.

В качестве одного из факторов формирования социокультурной толерантности детей выступает открытое социально-коммуникативное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада.

Под социально-коммуникативным пространством понимается среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей. Предполагается включение всех субъектов образовательных отношений с привлечением социальных партнеров.

Среди наших воспитанников есть дети разных национальностей. К сожалению, в недавнем времени стали возникать проблемы межличностного взаимодействия у детей относительно расовой принадлежности. Поэтому мы решили обратить особое внимание ан формирование социокультурной толерантности в нашем детском саду.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого мы используем разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

У нас уже были организованы музеи «Моя Хакасия» и «Русская изба», в игровых комнатах оформлены центры патриотического воспитания.

Педагоги:

• Педагогические советы «Поликультурное воспитание: школа диалога культур», «Поликультурное воспитание в детском саду …», интересные формы проведения: не только информационный характер, но и практический.

• Совместные выезды по культурно-историческим местам Репсублики Хакасия и Юга Красноярского края (Хакасский республиканский национальный музей- заповедник «Казановка», Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», Музей под открытым небом «Усть-сос», «Боярская писаница»)

• Разработка программы по поликультурному образованию «Экспресс дружбы» для детей старшего дошкольного возраста и Разработка Рабочей тетради по поликультурному образованию

• Создание музея «Вокруг света» и Разработка экскурсий в музее «Вокруг света»

• Мастер-класс для педагогов «Путешествие юных исследователей» — детское экспериментирование с элементами поликультурного образования

Родители:

• Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Как воспитать толерантного человека»

• Круглый стол «Планета толерантности»

• Интерактивное шоу «Традиции моей семьи»

Дети:

• Экскурсии для детей в музеях детского сада «Русская изба»,

• «Моя Хакасия»,

• «Вокруг света»

• Организованно-образовательная деятельность: «Как жили предки земли хакасской»

Праздники:

• «Защитники земли хакасской»

• «Чыл Пазы»

• «Встреча с солнцем»

• «Рождественские колядки»

• «Масленица»

• Беседы: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»

• Конкурс чтецов «Дружат дети на планете»

• Творческая мастерская «Сердечко – символ любви и добра»

• Участие в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы»

• Конкурс костюмов народов мира

• Выставка рисунков «Дружат дети всей земли»

• Фестиваль «Хоровод дружбы»

• Экскурсии для детей в музеях, экскурсии, которые проводят дети подготовительных групп для детей младшего возраста.

Социальные партнеры:

• В рамках программы взаимодействия общеобразовательной школы и ДОУ «Диалог культур» МБОУ «Усть-Есинская СОШ им. М. Г. Торосова» Дефиле хакасских костюмов

• Экскурсия выходного дня в Национальный краеведческий музей

• Выступление представителя хакасского этноса: игра на национальном хакасском инструменте «Хомыс»

• Экскурсии в Детскую библиотеку №9

Силами педагогов, родителей и детей создана фотовыставка «Достопримечательности стран мира».

В дальнейшем мы планируем расширить круг социальных партнеров.

Источник: maam.ru