«Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития через развитие речи»

ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
«Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития через развитие речи»

слайд

тема:

«Формирование математических

представлений у детей с задержкой

психического развития

через развитие речи»

2 слайд

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций; формируется терпение, настойчивость, творческий потенциал личности

3 слайд

Считается приоритетным для организации коррекционно-педагогической работы, такая направленность как формирование познавательной готовности к школе. Одним из средств такого формирования является развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Как известно, дети с задержкой психического развития характеризуются недостаточной готовностью к обучению в школе. При этом их неготовность может иметь полиморфный характер и проявляться как в когнитивной сфере, так и в эмоционально-волевой сфере.

4 слайд

В усвоении математических знаний дети с ЗПР испытывают трудности.

• У таких детей снижен познавательный интерес и познавательная деятельность: произвольное внимание, все виды памяти, речь, мышление

• Легко отвлекаются на посторонние раздражители

• Бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач

• Неравномерная работоспособность, повышенная утомляемость

• Незрелость эмоционально – волевой сферы

5 слайд

Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста.

• Механически запоминают и воспроизводят последовательность чисел

• При пересчете пропускают предметы или считают их дважды, не называют итог счета

• Цифры не соотносят с количеством предметов

• Не могут сравнивать множества, не понимают вопрос «на сколько больше или меньше»

• Имеются грубые нарушения пространственной ориентировки

• Недоразвитие мелкой моторики пальцев рук

6 слайд

Для формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития предусматривает коррекционно-педагогическое воздействие. Планируемый результат коррекционно-педагогического воздействия -этосформированность таких общеинтеллектуальных умений как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль

7 слайд

Эти умения конкретизируется в двух видах познавательной деятельности, наиболее представленных при реализации математических действий детьми дошкольного возраста, – перцептивной и мыслительной деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа предполагает решение ряда задач.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

а) формирование перцептивных умений (умения оперировать эталонами цвета, формы, величины, умения ориентироваться в пространстве, времени, производить моделирующее действие и др.);

б) формирование мыслительных умений (умения обобщать, классифицировать, сравнивать, формулировать понятия, устанавливать причинно-следственные связи и др.);

г) формирование способности к волевым усилиям при выполнении заданий, требующих волевых усилий, удерживать цель деятельности, умения следовать указаниям педагога и др.

2. Коррекционно-образовательные задачи:

а) расширение представлений об окружающем;

б) закрепление знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, уточнение, дифференциация, углубление данных знаний и др.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

а) формирование положительного отношения к занятиям;

б) формирование позитивного отношения к сверстникам, способности организовывать совместное продуктивное взаимодействия в паре, подгруппе, группе и др.

8 слайд

В основу коррекционно-педагогической работы положен ряд принципов.

1. Использование и интеграция различных видов деятельности детей

2. Поэтапное формирование способов познавательной деятельности

3. Принцип учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью дошкольников

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности

5. Принцип алгоритмизации

Предлагаю вашему вниманию рассмотреть 4-ый принцип.

Это принцип индивидуально-дифференцированного подхода к формированию познавательной деятельности в связи с учетом уровня развития познавательной сферы ребенка, системы усвоенных им знаний и умений, его индивидуальных психологических особенностей.

Данный подход предполагает учет уровня речевого развития ребенка и особенностей его речевых нарушений.

Слайд 9

Математика уникальна, она обладает общеразвивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию речи.

Детство невозможно представить без речи (считалок, загадок, игр итд). Поэтому знакомство с математикой через развитие речи поможет ребенку быстрее и легче усваивать ее.

Дети с задержкой психического развития имеют нарушения речи различной степени и характера, при этом выявляются не только бедность словаря, но и нарушения звукопроизношения, несформированность грамматической стороны речи. Для детей с низким уровнем речевого развития предусматривается ряд дополнительных зрительных опор, сопровождение вербальных средств речи учителя- дефектолога невербальными, что способствует адекватному пониманию задания детьми.

Слайд 10

Развитие речи, через основные разделы по ФЭМП

Методика коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений включает такие разделы, как:

1. Действия с группами предметов (Например, выделение признаков предмета в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию выделения признаков, а дошкольники – завершают:«Этот мяч по цвету. (красный, по форме он… (круглый, по величине… (маленький)».

2. Размер предметов.

Например, обучение сравнению в ходе совместно-раздельной деятельности: педагог начинает функцию сравнения, а дети – завершают: «Этот мяч большой, а этот – … (маленький)», «Зеленый мяч больше, чем… (желтый)», «Эти мячи… (одинаковые по размеру (величине)»

3. Геометрические фигуры.

формировать ориентировку в задании: педагог показывает детям цельный круг (на дальнейших занятиях другие геометрические фигуры, называет его, дети повторяют

Например, «Эту часть я положу сюда, потому что по форме она подходит…». В заключение дошкольники повторяют действие наложения частей разрезной фигуры на трафарет

4. Количество и счет (состав числа в пределах 10).

Обучение соотнесению числительных количественного счета и порядкового счета (один – первый, два – второй, три – третий и т. д.). На данном этапе педагог просит детей произвести сначала количественный счет предметного ряда, затем порядковый, далее просит параллельно называть количественные и порядковые числительные: «Покажите, гриб под номером «один», покажите гриб под номером «первый». Покажите гриб под номером «3», покажите третий по счету гриб и т. п.»

5. пространственные и временные понятия.

Формировать умения выделять расположение разных частей тела относительно друг друга при использовании понятий «снизу», «сверху» «спереди», «сзади» и т. п.

Сайд 11

При проведении коррекционно-педагогической работы, необходимо использовать методы и приемы обучения, учитывая особенности детей с ЗПР.

1. На первом этапе основными методами обучения являются наглядныйи речевой образец, которые сопрягаются с таким приемом, как вопросы. (либо показ действия сочетается с вопросами,

2. На следующем этапе превалирует прием упражнения, который дополняется наводящими вопросами, так как возможности самостоятельной деятельности детей с ЗПР пока ограничены. (либо указания и подсказки педагога)

3. На третьем этапе включается словесный прием – объяснение, за которым снова следует наглядный и речевой образец действия, а затем прием упражнения.

4. Последний прием может сопрягаться с вопросами и подсказками. Использование методов и приемов обучения на четвертом этапе аналогично третьему этапу.

5. На пятом этапе детям обеспечивается максимальная самостоятельность дошкольников посредством упражнения. Данный прием сочетается со словесным приемом пояснения, остальные приемы (наводящие вопросы, подсказывание) используются только в случае необходимости. (либо совместная деятельность педагога и ребенка, однако главная роль в этой деятельности принадлежит ребенку, поскольку он выполняет действие умственно, а педагог реализует его в материальном плане)

Слад 12.

Развитие речи на математическом материале-очень интересное и полезное занятие для дошкольника

Здесь приведен пример задач.

• Упражнение 1.

Посели всех синих рыбок в левый аквариум, а всех зеленых — в правый.

• Упражнение 2.

• В каком аквариуме больше рыбок? На сколько? Сделай так, чтобы в аквариумах было поровну рыбок.

• Упражнение 3.

Посели в высокий аквариум одну рыбку, а в низкий — много.

Упражнение 4.

Сколько рыбок плывет направо, сколько налево? Каких рыбок больше?

13 слайд

Несформированность мелкой моторики рук-это не точность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном, речевом процессе, поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. счёт в пределах 10. «Шнуровка»

Слайд 14Дидактические игры по математике

Слайд 15Что необходимо учитывать при построении НОД

. Учет особенностей детей с ЗПР

2. Соблюдение последовательности от простого — к сложному

3. Проведение по одной и той же теме двух и более занятий

4. Использование простых, одноступенчатых инструкции, задания выполнять поэтапно

5. Грамотное использование наглядности

6. Включение различных анализаторов

7. Использование индивидуального и дифференцированного подхода к детям

8. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку

Слайд 14

Для развития элементарных математических представлений у детей с ЗПР предоставлены методики и предложены конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей, Это коррекционно-развивающее обучение

«Развитие элементарных математических представлений, автор Морозова И. А., Пушкарева М. А.,

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», авторС. Г. Шевченко, Р. Д. Триггер, И. Н. Волковой, Р. В. Былич, И. А. Кузнецовой, И. К. Беловой, Г. Н. Максимовой

Слайд 15

Вывод

Математическое развитие дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным

Систематическая и целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолевать имеющееся отставания к моменту поступления в школу

Слайд 16. Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru