Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»

Ольга Никитична Гавриленко
Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»

Экологический проект: «Лекарственные растения Дона»

Автор:Гавриленко О. Н.

Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: Познавательно – поисковый, творческий, детский.

Цель проекта: Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи проекта:

— Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

— Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

— Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.

— Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.

Актуальность.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья-

Те, что для людей полезны,-

И отступят все болезни.

В. Лукша

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья — лекарственные растения

Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни — единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.

О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания — тем более.

Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами

Много трав растёт полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарство.

Содержание проекта:

Мотивационный момент:

Знания о пользе растений ближайшего окружения для здоровья человека, помогут бережнее к ним относиться.

Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»

Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

— Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»

Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.

— Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»

Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной

— Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

— Чтение литературных произведений:

А. Н. Плещеев «Золотой луг»

Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»

Заучивание загадок и стихов о растениях.

— Опыты и поисково-исследовательская деятельность:

На территории детского сада ищем полезные растения.

Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.

Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»

— Целевая экскурсия по территории детского сада.

Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

— Занятия по ИЗО деятельности:

— «Одуванчик» — рисование.

Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.

— Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.

— Создание Красной книги.

Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.

— Работа с родителями.

Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.

— Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.

Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.

Загадки «Доскажи словечко».

Жёлтый цветик в поле рос,

На него зимою спрос:

Семена целебно-жгучи,

Греют, будто летний лучик.

Так с простудою сразиться

Помогает нам.

(ГОРЧИЦА)

• **

Коль дитя вдруг простудилось,

Горло сильно воспалилось,

Мама даст ребёнку в чашке

Чай из цветиков.

(РОМАШКИ)

• **

В цветах, и ствол его с шипами,

На вид как роза, но с плодами.

Полезней родственницы статной:

Напитком с давних пор он знатный.

Подскажет вам любой садовник,

Что ценен свойствами.

(ШИПОВНИК)

• **

Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто —

Камнями набито.

(Шиповник)

• **

К дереву прижмётся

И кверху змейкой вьётся.

А под осень выйти в сад —

Гроздья жёлтые висят

(Хмель)

Что за древо-медонос

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму.

(ЛИПА)

• **

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзаньи измята —

Выпей чай из листьев.

(МЯТЫ)

• **

В сенокос горька,

А в мороз — сладка,

Что это за ягода?

(КАЛИНА)

• **

В нём почти сто метров роста,

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам в Колхиду завезён.

У него одна работа —

Осушение болота.

(Эвкалипт)

• **

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черемуха)

Вывод.

«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.

Расширились навыки поисково — познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.

Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»

Действительно, куда бы мы не пошли — в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.

Крепкого вам всем здоровья!

Источник: maam.ru