ДОП программа по степ-аэробике в ДОУ «Веселые ступеньки» для детей 5–6 лет

Наталия Карязова
ДОП программа по степ-аэробике в ДОУ «Веселые ступеньки» для детей 5–6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по степ-аэробике в ДОУ » Веселые ступеньки».

«Степ-аэробика»

Пояснительная записка.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20 – 30 мин.

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step» и означает «шаг». С помощью степ — аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Но самый главный результат занятий степ — аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечнососудистой систем.

Рабочая программа разработана с учетом методических рекомендаций по

физическому воспитанию дошкольников и в соответствии с положениями следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ № 196 от 09.11.2018 г. «Об утверждении

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является

• Использование современного оборудования (степ — платформы, как средство оздоровления и развития физических качеств детей;

• Степ-аэробика отличается комплексом упражнений, рассчитанным на старший дошкольный возраст. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

• Программа позволяет использовать степ-аэробику как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ — платформы но и силовую гимнастику.

• В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности. • Обучение ведется в форме кружковой работы, работает педагог с детьми в свободное от основных занятий время; • Материал программы направлен на сохранение и укрепление здоровья детей и носит оздоровительный характер.

Актуальность программы в том, что занятия на степ платформах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, ориентированы на физическое развитие детей, где дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, учатся аккуратности, целеустремлённости.

Педагогическая целесообразность

Шаговая аэробика проста, все, что нам нужно – это уметь красиво ходить. Важно научить детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Достаточно 20 – 30 мин. выполнения упражнений, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.

Цель программы: повышение уровня физической подготовленности и приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста средствами степ — аэробики.

Реализация данной программы направлена на решение следующих задач:

1. Образовательные:

-Формирование навыков правильной осанки развитие мышечной системы через упражнений на степ – платформах;

-формирование умения детей ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку;

-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

— обучение базовым шагам, выполнению основных движений и комплексов физических упражнений на степ- платформе.

2. Воспитательные:

-воспитание эмоционально-положительного отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

-воспитание морально-волевых качеств: ответственности, целеустремленности, чувства уверенности в себе.

3. Оздоровительные:

— укрепление здоровья детей средствами степ- аэробики;

-развитие двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);

-повышение общей работоспособности организма: улучшение деятельности сердечно- сосудистой и дыхательной системы, укрепление опорно- двигательного аппарата, профилактика плоскостопия;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-6 лет. Количественный состав группы 15 человек.

Срок реализации: 1год, 144 академических часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

Формы освоения программного материала : групповые занятия, индивидуальные внутри группы.

Режим занятий.

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы распределение учебного времени по разделам и темам программы предусматривает проведение 2-х учебно-тренировочных занятия продолжительностью 2 академических часа.

Ожидаемые результаты освоения программы

Сформированы навыки правильной осанки ;

Сформирована мотивация здорового образа жизни;

Сформированы умения ритмически согласованно выполнять степ — шаги под музыку;

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка;

Сформирован стойкий интерес к двигательной активности, занятиям физической культурой;

Сформирован интерес к собственным достижениям;

Сформирована мотивация здорового образа жизни.

Подведение итогов реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Степ- аэробика» предполагает такие формы как педагогический контроль, открытые занятия, контрольное тестирование.

Содержание программного материала «Степ-аэробика»

Теоретический блок.

Основные правила техники выполнения степ-тренировки:

— выполнять шаги в центр степ — платформы;

— ставить на степ — платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

— опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – платформы;

— не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;

— делать шаг с легкостью, не ударять по степ — платформе ногами

В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.

Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения. Общие развивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения с предметами. Легкоатлетические упражнения. Степ-шаги.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития быстроты: упражнения на развитие быстроты движений (старт по сигналу из различных положений, прыжки с поворотами, через скамейку, упражнения с мячом, игры и игровые упражнения, упражнения на развитие быстроты выполнения технических приемов (игры и игровые задания).

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств: основными специфическими средствами развития скоростно-силовых способностей являются физические упражнения, выполняемые с предельной либо с околопредельной скоростью, отягощенные небольшим весом внешних предметов (набивные мячи, резиновые амортизаторы и т. п.).

Упражнения для развития специальной выносливости: бег с максимальной скоростью 15-20 метров; челночный бег, прыжки в длину и высоту с места; игры и игровые задания; прыжки через скакалку в быстром темпе; выполнение серии элементов за определённое количество времени.

Упражнения для развития прыгучести (взрывная сила): прыжки, напрыгивания, спрыгивания.

Упражнения для развития ловкости: кувырки, повороты; эстафеты с элементами акробатики; подвижные игры; выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; упражнения на координацию.

Упражнения для развития гибкости: наклоны и повороты; упражнения на растягивание, вращения и махи.

Физкультурно — оздоровительные технологии.

Физкультурно–оздоровительные технологии направлены на решение задач укрепления физического здоровья учащихся. Применение данных технологий в занятиях, повышает физическую подготовленность занимающихся. Физкультурно–оздоровительные технологии включают в себя средства профилактики и коррекции отклонений в здоровье (нарушение осанки, профилактика плоскостопия, снижение избыточной массы тела.

Для достижении эффективности применения физкультурно–оздоровительных технологий важно соблюдать требования к организации занятий.

Акробатическая подготовка.

Акробатика – одно из средств физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. Занятия акробатическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Они способствуют развитию силы, скоростно- силовых качеств, гибкости, подвижности нервных процессов, устойчивости к изменениям положения тела в пространстве, воспитывают смелость, решительность, ловкость. Акробатические упражнения весьма универсальны.

Все акробатические упражнения подразделяются на акробатические прыжки (перекаты, кувырки, полуперевороты, перевороты, сальто, балансирования (сохранении равновесия при неустойчивом положении упоры, равновесия, стойки, воспроизведение заданной позы с переключением внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие, а также уравновешивание одного или нескольких партнеров — хваты, основы балансирования, силовые упражнения, поддержки, пирамиды, бросковые упражнения (броски и ловля партнера, соскоки).

Степ-шаги.

Основные шаги и элементы упражнений. В степ — аэробике нет шагов на два счета — минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок. В степ — аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.

В степ — аэробике существует два вида шагов:

• Шаги без смены лидирующей ноги.

Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.

• Шаги со сменой лидирующей ноги.

При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.

Игровая деятельность.

Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие играющего, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры играющим приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Игровая деятельность обогащает участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать. В подвижных играх и эстафетах развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.

На занятиях в спортивно – оздоровительных группах подвижные игры и эстафеты используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на занятиях степ — аэробикой, главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки.

Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые физические качества: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Методическая часть программа «Степ- аэробика».

Методика проведения степ – аэробики.

Особенности проведения занятий степ — аэробикой.

Программа предусматривает изучение материала по степени координационной сложности:

1. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.

2. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.

3. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.

4. Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут видоизменяться, усложняться, поэтому один комплекс разбиваем на обучающие и комбинированные занятия. На обучающих, мы разучиваем новые шаги, а на комбинированных повторяем разученные и изучаем новые. 5. Один раз в два месяца проходят игровые итоговые занятия, где все изученное закрепляется в игровой или соревновательной форме с привлечением родителей. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.

Отклонения от методических норм проведения занятий степ- аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий.

Методы и средства обучения упражнениям в степ – аэробике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т. п.) 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения, и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.

Виды занятий.

1. Диагностические — на нем определяется уровень физической подготовленности воспитанников.

2. Обучающие — дети впервые знакомятся с упражнениями, движениями, играми, а задача педагога – создать представление о них. 3. Комбинированные — повторение и совершенствование ранее изученных движений. А также изучение нового.

4. Итоговое — игровое — проводится 1 раз в два месяца. Это занятие может обобщать материал, разученный за определенный период и быть представлено вниманию родителей занимающихся, как показательное.

Структура занятия.

1 Подготовительная часть :

-строевые упражнения; логоритмика, на осанку; типы ходьбы; движения рук, хлопки в такт.

2 Основная (аэробная) -базовые и основные шаги; подвижная игра; стретчинг, для мышц шеи, плечевого пояса, туловища, для ног; для развития гибкости; для развития ритма и такта.

3 Заключительная :упражнения на расслабления; релаксация; дыхательные упражнения.

Подготовительная части (разминка) по продолжительности занимает 8-10 мин. Цель: подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу «сверху вниз»: наклоны головы в стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т. д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.

После разминки следует Основная (аэробная часть, продолжительностью 30-40 мин, которая состоит из базовых и простейших основных «шагов» степ — аэробики. Во время аэробной части происходит разучивание «шагов», связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений — прогон. «Шаги» выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:

— повышается частота сердечных сокращений;

— повышается частота дыхания;

— увеличивается систолический и минутный объём крови;

— перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;

— усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т. е. повышается способность мышц потреблять кислород, повышаются функциональные возможности организма;

— развиваются координационные способности;

— улучшается эмоциональное состояние занимающихся.

Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам. После проводится подвижная игра и заключением основной части является стретчинг, который призван решить следующие задачи:

-восстановить длину мышц до исходного состояния;

-умеренно развить гибкость — возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);

-создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки. Заключительный стретчинг включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях. В отличие от всего занятия, заключительный создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера. Стретчинг начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10 секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, так и согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т. д. Из седа следует продуманный переход в положение стоя, в котором выполняются всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на равновесие с опорой на одну ногу.

В заключительной части занятия (5-10 мин) выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. После этого следует поблагодарить детей за занятие. Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов специфических для степ- аэробики, выбирать оптимальную нагрузку.

Оценочные и методические материалы.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвует инструктор по ФК. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной образовательной программы. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения Программы.

Диагностическое обследование детей включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей. Эффективность усвоения программы оценивается по уровню сформированности умений выполнять основные элементы (базовые шаги).

Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной системе:

1 балл — выполнение движений по показу, движения не четкие, не уверенные, скованные;

2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движения более уверенные, не скованные;

3 балла – выполнение движений самостоятельно, по показу, движения четкие, уверенные.

В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоение программы на определенном уровне:

Высокий. Ребенок знает и выполняет все базовые шаги самостоятельно, с интересом, четко и уверенно.

Средний. Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется некоторая помощь взрослого, движения не уверенные, скованные, требуют тренировки.

Низкий. Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные, скованные.

Диагностические методики.

I. Равновесие.

1. Упражнение «Фламинго». Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек).

2. Упражнение «Ровная дорожка». Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес тела расположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед. Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характер балансировки.

пол 5 6

Мальчики 8,7-12 12.1-25

Девочки 7.3-10,6 10.7-23.7

3. Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

II. Гибкость.

Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.

пол уровни 5-6 лет

мальчики Высокий 7 -6см

2-4 см

средний

низкий Менее 3 см

девочки высокий 8 см

средний 4-7 см

низкий Менее 4 см

III. Чувство ритма.

Соответствие ритма движений ритму музыки (использование смены ритма).

Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит смену музыкального ритма.

Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма, при помощи взрослого исправляется.

Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений не соответствует ритму музыки.

IV. Знание базовых шагов.

Высокий – свободно воспроизводит базовые шаги.

Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога.

Низкий – затрудняется в выполнении базовых шагов.

V. Быстрота

пол 5 лет 6 лет

мальчики 2.5-2.1сек. 2.4-1.9 сек.

девочки 2.7-2.2 сек 2.5-2.0

VI. Координационные способности (челночный бег)

Пол 5 лет 6 лет

мальчики 12.7 11.5

девочки 13.0 12.1

Источник: maam.ru