Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Марина Лукина
Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила : Лукина Марина Ивановна воспитатель МБДОУ детского сада «Ивушка» Нижегородской области города Бор

В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Цели использования:

• воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;

• создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

• выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;

• воспитание эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

• создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Место использования:

o Организованная образовательная деятельность

o Экологические праздники

o Прогулки, экскурсии

Планируемые результаты:

С помощью игр у дошкольника сформируются:

v. интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;

v. готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;

v. потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

v. потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;

v. способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;

v. экологические знания и навыки, потребность в их расширении;

v. проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческих видах деятельности;

v. эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.

Методика использования дидактических игр.

1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.

2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.

3. Добровольность — основа всего. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставлять его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.

4. Не затягивать игру во времени.

5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6. Игра должна помогать реализации целей и задач экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

Игры с применением моделирующей деятельности

«Лесной многоэтажный дом»

Цель: Углубить знан

Материал: Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

«КТО ВО ЧТО ОДЕТ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользоваться моделями.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.

ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает детям карточки с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуи, шерсть). Затем ведущий предлагает картинки с изображением птиц, рыб и зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет свои квадраты на карте, выигрывает.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользоваться моделями.

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.

ОПИСАНИЕ: Ведущий раздает карты с изображением моделей разных сред обитания (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает детям. Дети закрывают пустые квадраты картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первый закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети

раскладывают, кто кем питается.

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ВОДОЕМА»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей

выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар — лягушка — цапля

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

ряска — малёк — хищная рыба

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ В ЛЕСУ»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и

предлагает выложить пищевые цепочки:

растения — гусеница — птицы

растения — мышка — сова

растения — заяц — лиса

насекомые — ежи

грибы — белки — куницы

лесные злаки — лось — медведь

молодые побеги — лось — медведь

«ЖИВАЯ — НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

ЦЕЛЬ: познакомить дошкольников с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

ХОД ИГРЫ: раздать детям карточки с рисунками и предложите разделить их на объекты живой и неживой природы. Выяснить, по каким признакам они это делают. Подчеркнуть, что все живое движется, дышит, питается, размножается.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания о животных и местах их обитания.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Карточки «Животные», «Места обитания».

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Источник: maam.ru