Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Надежда Иванова
Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Слайд 1

Детское коллекционирование как средство индивидуализации содержания дошкольного образования

Слайд 2

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество

вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

В современных условиях ребенок сам все чаще становится активным в выборе содержания своего образования, выступает в роли субъекта образования. Индивидуализация образования сегодня выступает как построение образовательной деятельности на основе особенностей каждого ребенка, его интересов и потребностей. Индивидуализация способствует не просто передаче социального опыта деятельности и отношений, но и формированию субъектных свойств, активности, уникальности, способности к творчеству и действиям по собственному убеждению.

Благоприятные условия, обеспечивающие индивидуализацию образования и личностный рост каждого воспитанника, могут создаваться в коллекционировании, которое определяется как целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов.

Слайд 3-4

Коллекционирование – это вариант свободного проявления ребенком желаний, интересов, замыслов, приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Реализация принципа индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника возможна при наличии у него культуры выбора, о чем в дошкольном возрасте можно говорить только как о начальном этапе его формирования. Выбор детьми темы коллекционирования во многом зависит от профессионализма воспитателя и педагогической культуры родителей. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов.

Слайд 5

Значение коллекционирования

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых -не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность -это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка.

В-третьих: совместные интересы ребенка и взрослого.

В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Особенность коллекционирования заключается:

• в соответствии основным требованиям ФГОС;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; Одним из принципов стандарта является: поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников.

(В слайде)Коллекции способствуют формированию умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы:

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе;

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Слайд 6- 7

В своей практике я использую разнообразные виды коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью

воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Достоинство домашних — демонстрация семейных традиций, объединение

поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые

разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку.

Слайд 8

Тематика коллекций:

— Очень важно выбирать тему коллекции исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;

— доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

— разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;

— учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

— учет возрастных особенностей детей — в младшем возрасте детей

привлекают игрушки животных, в старшем — фигурки динозавров, модели

автомобилей, открытки, значки и т. д.

— педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции –

выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.) и выставки

— безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с

гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;

— учет природоохранного аспекта — данное требование относится к

природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения, либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д.).

Слайд 9

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап –подготовительный:

накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап –основной:

побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап –заключительный:

организация выставок коллекций;

выставок творческих работ детей;

презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

Слайд 10

Использование коллекции в работе с детьми :

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

Познавательная:

-развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); -развитие математических представлений

–временные представления, счетные операции;

-ознакомление с окружающим миром

–расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

Игровая : –игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

Продуктивная –реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

Коммуникативная–тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией.

Трудовая –при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

Чтение художественной литературы по теме коллэнциклопедическую, познавательную и детскую художественную;

Художественная -изготовление различных продтворчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время);

в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);

в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды)

Слайд 11

Я часто замечаю, что ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры… Что только не хранится в карманах наших детей. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Прежде, чем мы приступили к созданию коллекции, установили общие правила: принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф.

У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Постепенно они начинают понимать, что это предметы, которые надо рассматривать, любоваться ими; должна быть возможность перебирать их, перекладывать, располагать в особом порядке.

Предметы, за исключением самых ценных, могут использоваться в качестве дидактического материала. Рассказы о них позволяют детям обратить внимание, на «говорящие» детали.

Слайд 12

У нас в группе живет коллекция «Пуговичка».

Коллекция пуговиц появилась после изучения темы «Одежда». Вот что у нас получилось. С пуговицами можно играть в игры: разложили по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и тд.

Слайд 12

Дети часто приносят в группу угощения, а недвно был Новый год. Красивые фантики от конфет заинтересовали детей. Я обратила внимание детей на то, что все фантики разного цвета, размера, на фантике указывается не только название конфеты, но и название фабрики – изготовителя, и название местности, где эта фабрика находится. Это вызвало у детей интерес и положило начало работе над созданием коллекции в группе.

Коллекция фантиков «Вкус детства» продолжает пользоваться успехом у наших детей. Проводятся игры: «Угадай, про какой фантик я рассказываю», «Расскажи, а я покажу», «Четвертый лишний».

Из конфетных этикеток или шоколадных оберток мы клеили бумажное одеяло, коврики, салфетки, короны, занимались декоративным рисованием. Затем разбили коллекцию по темам, вместе с детьми оформили альбом. Коллекция постоянно растёт, пополняясь все новыми и новыми экспонатами.

Слайд 12

После темы «Игрушки», набралось много мелких игрушек, и мы решили создать коллекцию игрушек из «киндер — сюрпризов». Дети с удовольствием не только их разглядывают, но и используют их в своих играх.

.

Самые первые наши коллекции — это коллекции бумаги и ткани.

Даша принесла свою коллекцию пазлов и помогла пополнить нашу в группе.

Слайд 13

Родители вспомнили ка раньше поздравляли с новым годом открытками и помогли в создании коллекции «Новогодние открытки».

После недели «Природа Урала» появилась коллекция камней.

Слайд 14

Ребята часто приносят, показывают и рассказывают о своих сокровищницах.

Слайд 15

Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого я использую разнообразные формы сотрудничества:

-Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому

виду познавательной деятельности.

— Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию.

— Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и

сотрудников детского сада).

Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию.

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересным экспонатами, малыш учится общению.

Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.

Можно сделать вывод, что коллекционирование объединяет интересы детей, родителей и педагогов, создает почву для сотрудничества и сплочения детско-взрослого сообщества, являясь доступным видом совместной деятельности со взрослыми.

Источник: maam.ru