«Цветотерапия, как инновационный метод в работе по созданию здоровьезберегающей среды в ДОУ»

Юлия Родникова
«Цветотерапия, как инновационный метод в работе по созданию здоровьезберегающей среды в ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»

«Цветотерапия, как инновационный метод в работе

по созданию здоровьезберегающей среды в ДОУ»

Подготовила : Родникова Ю. Б.

г. Нижневартовск 2020г

1 слайд:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

Меня как педагога, заинтересовали инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении, а именно коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. К коррекционным технологиям можно отнести арт-терапию, пескотерапию, музыкальную терапию и конечно же цветотерапию,

Очень важно правильно подойти к подбору материала. Наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.

С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. Существуют даже документальные подтверждения, что китайские врачи тысячи лет назад лечили болезни с использованием цвета.

Главные основы цветотерапиии были придуманы еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае и Персии. Учеными современности были найдены помещения в египетских храмах, которые были устроены таким способом, что солнечные лучи преломлялись в семь цветов спектра. Этот чудесный свет использовался как богослужения и для лечения различных заболеваний. Пациента будто «купали» в комнате с необходимым цветом для восстановления здоровья.

В нашей стране наука светотерапия появилась в начале XX века в Институте экспериментальной медицины, где была основана лаборатория светолечения, а после этого был сделан ряд открытий о воздействии видимого цвета на психологию и подсознание человека.

Наблюдения и практический опыт показывают, что игровая, познавательная, изобразительная деятельности и другие виды деятельности оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии, как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

2 слайд:

Целью мое работы стало: создать атмосферу заинтересованности, непринужденности, эмоционального переживания в группе, скорректировать эмоциональное состояние

ребенка, способствовать развитию творческого потенциала, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей с использованием методов цветотерапии, как метода оздоровления детей.

3 слайд:

Для достижения результатов, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Снизить количество тревожных и гиперактивных детей.

2. Добиться положительной динамики психического развития и развития произвольной сферы.

3. Расширить представления детей о самих себе и окружающем мире.

4. Снизить, число конфликтов в группе.

5. Обогатить сенсорный и эмоциональный опыт детей.

На протяжении года я работала с детьми. Уделяла большое внимание проблемам коррекции эмоционального состояния.

4 слайд:

Работа по цветотерапии строилась по следующим принципам:

1. Сохранить уникальность и самоценность дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

2. Поддержать разнообразие детства.

3. Создать благоприятную социальную ситуацию для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

5 слайд:

Сущность метода.

Цветотерапия, как метод лечения, положительно влияет на состояние детей, служит укреплению здоровья и улучшает адаптацию к взрослой жизни

6 слайд:

Основы цветотерапии:

Обычно дети называют яркие цвета, красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать, с помощью разных цветов надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети, выбирающие из палитры красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры.

Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий.

Дети, выбирающие зеленый цвет, обычно самоуверенны, настойчивы.

Предпочтение синего цвета детьми отражает потребность ребенка в стабильности и порядке.

Слайд 7

Детям я предложила 9 основных содержательных фрагментов, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов, на этих фрагментах отражен День ребёнка в детском саду.

Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А 4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка.

• Красный – отношение восторженное;

• оранжевый – радостное;

• жёлтый – светлое, приятное;

• зелёный – спокойное, ровное;

• синий — лёгкая тревожность;

• фиолетовый – тревожное, тоскливое;

• чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.

Результаты диагностики “Разноцветные странички”, дали мне основу для дальнейшей работы с детьми. Позволили более точно построить коррекционную работу, определить методы и приемы дальнейшей работы.

8 слайд

В своей работе я применяла следующие методы и приемы.

9 слайд

«Цветная вода»

В стеклянный стакан наливается цветная вода. Добавляется мыло. Ребенку предлагается с помощью трубочки создать мыльный фонтан. Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить застенчивость, страх, гиперактивность.

10слайд

«Рисуем пальчиками»

Любимый способ передачи изображения детьми этого возраста. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Закрепляется пленка и предлагается выполнить задание. Дети с удовольствием рисовали пальчиками. Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом контролировать раздражительность у детей, гиперактивное поведение. Боязливому, плаксивому малышу добавить уверенности в силах.

11слайд

«Зажги радугу»

Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.

12слайд

«Радужная страна»

Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др. ?

Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:

• все дети принимают активное участие в развитии сюжета;

• все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;

• все цветовые выборы одинаково принимаются педагогом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);

• во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются).

13слайд

«Цветные дорожки»

С помощью напольных пазлов, дети выстраивали цветные дорожки. На каждой дорожке расселяли жителей. Затем детям задавался вопрос: «Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет?». Дети активно высказывали свое мнение. Благодаря этому методу у детей активно развивалась фантазия.

14слайд

«Волшебные капли»

Для реализации этого метода, будут нужны цветные капли воды. Листы бумаги в файлах. Малыши раздувают эти капли, смотрят, как они меняют форму, наблюдают, как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, наблюдают, как желтая капля соединяется с зеленой каплей. Применение этого метода способствует снижению гиперактивности, развивает выдержку и концентрацию внимания.

15слайд

«Цветной город»

Кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах цветного города. Цвет города он определяет для себя сам. После волшебной прогулки по цветному городу, дети могут поселить в нем любимых животных. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

16 слайд

«Цветной зоопарк»

Кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улице цветного зоопарка. Цвет зоопарка он определяет для себя сам. После (волшебной прогулки по цветному зоопарку, дети могут по играть с любимыми животными, которые живут в зоопарке. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

17слайд

«Волшебные квадратики»

В этой методике детям предлагается раскрасить листы бумаги, квадратной формы в любимый цвет, затем выложить их по порядку, и загадать желание на свой квадратик. Благодаря этому методу, у детей развивается фантазия, развивается уверенность в себе.

18 — 19слайд:

«День солнца»

20 слайд:

Коррекция психоэмоционального состояния детей – очень важная и ответственная работа, которая помогает становлению личности маленького человечка.

Повторная диагностика обследования детей показала на то, что, в группе улучшился психологический климат, снизилось количество тревожных и гиперактивных детей. Снизилось число конфликтов в группе.

Таким образом, цвет вносит эмоциональное оживление, значительно развивает эмоциональный мир дошкольника.

В данный момент мною отрабатывается система цветотерапевтических игр и занятий с детьми, уже подобраны дидактические игры и сказки с элементами цветотерапии. Имеются материалы для родителей по ознакомлению с элементами цветотерапии и влиянии цвета на психоэмоциональное состояние ребенка.

Помимо методов и приемов, которые использовались в работе, была создана материально-техническая база, был разработан перспективный план работы, диагностические карты для обследования детей.

Свое выступление хочется завершить словами древнегреческого философа Аристотеля: «Все живое стремится к цвету…»

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Источник: maam.ru