Чтение и беседа по произведению В. Сухомлинского «Семь дочерей»

Мохова Татьяна Викторовна
Чтение и беседа по произведению В. Сухомлинского «Семь дочерей»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).

Цель: обогащение духовного мира детей через чтение сказки.

Задачи:

— формировать у детей навыки слушательской культуры; расширять и активизировать словарь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими качества людей;

— развивать способность к эмоциональному сопереживанию и отзывчивости;

— воспитывать внимательное отношение к родным людям.

Оборудование: доска, мел, лучи солнца, ромашка, фотографии детей, альбомные листы, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Рисование на тему «Моя семья», «Портрет моей мамы»; заучивание пословиц; чтение стихотворений и рассказов о маме.

— Ребята, на сегодняшней нашей встрече мы поговорим о маме.

— Что означает пословица «При солнышке светло, а при матушке — добро»?

— Что общего между солнечным светом и любовью матери?

На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Всё перечисленное отмечается лучами солнца материнской любви.

— Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?

— Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?

— Послушайте сказку В. Сухомлинского «Семь дочерей».

Чтение сказки.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — проговорила вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвёртая.

— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.

— Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

— Вам понравилась эта сказка?

— А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.

Ответы на вопросы.

— Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?

— Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

— Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

— Чему учит эта сказка?

— Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?

На доске — ромашка, а в её серединке – фотографии детей. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми отмечается лепестками ромашки. Получается цветок помощи маме.

Интервью с ребёнком.

Составьте портрет своей мамы по вопросам:

— На какой цветок похожа твоя мама?

— Что она любит делать?

— Что её больше всего радует?

— Что её больше всего расстраивает?

— Чему она тебя научила, учит или хочет научить?

— Что мама тебе дарит на праздники и дни рождения?

Рисунок.

Нарисуйте волшебные мамины глаза и украсьте свой рисунок.

Нарисуйте цветок помощи для мамы.

Наша встреча подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Любите своих мам, будьте внимательными к ним. Ведь любить и делать добро-это здорово!

Использованная литература:

1. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка. – М. : Дрофа – Плюс, 2003.

2. Семанака С. И. Уроки добра, — Москва, 2004.

3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки о семье. – М. : Армита – Русь,

Источник: maam.ru