Чтение и беседа по произведению В. Сухомлинского «Семь дочерей»
Мохова Татьяна Викторовна
Чтение и беседа по произведению В. Сухомлинского «Семь дочерей»
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Возрастная направленность: старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).
Цель: обогащение духовного мира детей через чтение сказки.
Задачи:
— формировать у детей навыки слушательской культуры; расширять и активизировать словарь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими качества людей;
— развивать способность к эмоциональному сопереживанию и отзывчивости;
— воспитывать внимательное отношение к родным людям.
Оборудование: доска, мел, лучи солнца, ромашка, фотографии детей, альбомные листы, цветные карандаши.
Предварительная работа:
Рисование на тему «Моя семья», «Портрет моей мамы»; заучивание пословиц; чтение стихотворений и рассказов о маме.
— Ребята, на сегодняшней нашей встрече мы поговорим о маме.
— Что означает пословица «При солнышке светло, а при матушке — добро»?
— Что общего между солнечным светом и любовью матери?
На доске рисуется солнце материнской любви. Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Всё перечисленное отмечается лучами солнца материнской любви.
— Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?
— Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
— Послушайте сказку В. Сухомлинского «Семь дочерей».
Чтение сказки.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, — сказала первая дочь.
— Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, — проговорила вторая.
— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.
— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — щебетала четвёртая.
— Ты снилась мне, как розе снится капля росы, — промолвила пятая.
— Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, — сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.
— Вам понравилась эта сказка?
— А сейчас постарайтесь ответить на вопросы.
Ответы на вопросы.
— Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
— Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
— Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
— Чему учит эта сказка?
— Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
На доске — ромашка, а в её серединке – фотографии детей. Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми отмечается лепестками ромашки. Получается цветок помощи маме.
Интервью с ребёнком.
Составьте портрет своей мамы по вопросам:
— На какой цветок похожа твоя мама?
— Что она любит делать?
— Что её больше всего радует?
— Что её больше всего расстраивает?
— Чему она тебя научила, учит или хочет научить?
— Что мама тебе дарит на праздники и дни рождения?
Рисунок.
Нарисуйте волшебные мамины глаза и украсьте свой рисунок.
Нарисуйте цветок помощи для мамы.
Наша встреча подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Любите своих мам, будьте внимательными к ним. Ведь любить и делать добро-это здорово!
Использованная литература:
1. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка. – М. : Дрофа – Плюс, 2003.
2. Семанака С. И. Уроки добра, — Москва, 2004.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Беседы и сказки о семье. – М. : Армита – Русь,
Источник: