Библиотечный урок «Тайны старой сказки»

Надежда Костицина
Библиотечный урок «Тайны старой сказки»

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица.

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

(Включается песня о Коньке-Горбунке

на рабочем столе)

Ребята, о какой сказке мы сейчас с вами будем говорить? Кто написал эту сказку?

Книга «Конек-Горбунок» Петра Павловича Ершова – книга удивительной, почти легендарной судьбы. Веселая, полная выдумки и чудес сказка как-то незаметно для всех встала в ряд выдающихся явлений в литературе. Многие поколения россиян выросли на ней. Ее читали вашим бабушкам и дедушкам, мамам и папам, а теперь читаете и вы.

Написал эту сказку в стихах скромный юноша, уроженец деревни Безруково Ишимского района Тобольской губернии Павел Петрович Ершов. В марте этого года (2015) исполняется 200 лет со дня его рождения. СЛАЙД 1, 2,3,4

Все свое детство он провел с крестьянскими мальчишками. Ходил с ними в лес, бегал на речку, знал и любил животных.

Служба его отца была связана с разъездами, и он часто брал с собой сына. И у маленького Пети детство было связано с дорогой. Им приходилось ездить зимой на деревянных санях, где не было над головой крыши. Они часто останавливались на постоялых дворах, чтобы передохнуть и согреться. И здесь, находясь среди таких же путешественников, как и они сами, мальчик слушал рассказы и сказки и все запоминал.

Но вот подошло время учиться, и семья переезжает из затерянного села в большой сибирский город Тобольск. Большой город поразил мальчика – величественный Софийский собор, древний Кремль на горе, каменные дома, пристань и особенно городская ярмарка. Здесь мальчик поступил в Тобольскую гимназию. По воскресеньям в гимназии проходили литературные чтения – коллективные чтения русских и зарубежных авторов, гимназисты читали свои поэтические произведения. Возможно, эти литературные воскресенья пробудили поэтическое чувство у молодого гимназиста.

СЛАЙД 5,6.7

После окончания гимназии, отец добивается перевода в Санкт-Петербург, и семья переезжает туда, чтобы юноша продолжил обучение. Петр поступает в университет. СЛАЙД 8

Начинается студенческая жизнь. Иногда можно было увидеть на лекциях, как Петр вместо того, чтобы слушать преподавателя, увлеченно что-то пишет. Сам он постеснялся отнести рукопись в редакцию, а отдал ее своему преподавателю профессору словесности А. И. Плетневу.

И вот однажды профессор зашел в аудиторию к студентам и вместо того, чтобы начать читать лекцию начал читать сказку.

(Читаю начало сказки)

Дочитав произведение до конца, Плетнев сообщил, что автор этой сказки студент и сидит здесь в аудитории. Это Петр Ершов. Тогда ему было всего 19 лет.

Сказку Петр Ершов писал для взрослых, но читали ее и полюбили от мала до велика. Он стал известен в петербургском обществе, но слава его не испортила, он оставался таким же скромным юношей.

А вскоре произошла встреча с А. С. Пушкиным, уже тогда известным поэтом. О чем они тогда говорили никто не знал, но существует легенда, что Пушкину понравилась сказка Ершова, и он пообещал «содействовать в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно низкой цене и в огромном количестве экземпляров».

После выхода четвертого издания Ершов написал: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути» Слайд 9

Ребята! А вы прочитали эту сказку? Она вам понравилась?

1. Как вы думаете эта сказка литературная или народная? Литературная – потому что есть автор.

2. А почему сказка Ершова похожа на русскую народную?

(использование старинных русских слов, имена героев, «царь, царевна», добро побеждает зло, наличие зачина и концовки)

-волшебные предметы;

-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)

-три сына;

-обычная сказочная концовка о свадебном пире;

-присказки во 2 и 3 части ; (читают 2 уч-ся)

-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;

— борьба добра и зла;

3. Читая сказку, вы понимали, что она написана не вчера и не сегодня? Почему?

(употребление старинных русских слов)

Работа над произведением «Конёк – Горбунок»

-Назовите главного героя сказки. Слайд 10.

Далее в презентации слайды 11-14

Ребята, давайте поговорим о главном герое, который так полюбился и детям, и взрослым.

(Дети называют: добрый, честный, умны, бескорыстный, смекалистый, веселый, жизнерадостный, верный дружбе, добросовестный, скромный)

После показа слайдов.

Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька, который смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание – Конек-горбунок.

Слайд 15.

Чему же учит сказка?

— победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия;

— жадность ни к чему не приведет. Все, что желал царь – выполнял Иван, а это не справедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле;

— Иван же за свою доброту был награжден и стал царем и получил в жену Царь-девицу.

Итак, Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Прошло столько лет, а она остается любимой до сих пор.

Источник: maam.ru