«Беседа о Пушкине А. С.»

Светлана Иванова
«Беседа о Пушкине А. С.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя

общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования Тындинского района

Беседа о Пушкине А. С.»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Иванова С. С.

Октябрь 2019 год

Цель: Закрепить знания детей о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

2. Способствовать активизации процесса восприятия творчества А. С. Пушкина

3. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер).

4. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

5. Обогащать и расширять словарный запас детей;

6. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление;

7. Воспитывать любовь и интерес к поэту.

Предварительная работа:

Чтение произведений А. С. Пушкина; прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, презентаций по теме; беседы о творчестве великого поэта; рассматривание иллюстраций из жизни А. С. Пушкина; разучивание с детьми стихотворений поэта; оформление выставки из детских рисунков по сказкам Пушкина.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура; презентация «Пушкин»; музыкальное оформление отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», «Богатырская наша сила»; сундук с предметами из сказок; мяч; пазлы с изображением сказок.

Словарная работа: ветхая, невод, землянка

Место проведения: музыкальный зал.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

ДЕТИ ВХОДЯТ В ЗАЛ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам с вами сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречайте!

День хороший начинайте!

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг А. С. Пушкина.

— Какие книги вы видите на столе?

— Кто автор этих книг?

— Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

— Дети, сегодня мы посетим чудесную страну поэзии А. С. Пушкина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Педагог обращает внимание детей на портрет Пушкина А. С.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, перед вами портрет замечательного русского писателя А. С. Пушкина. (На экране потрет А. С Пушкина)

Под тихую музыку (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила») воспитатель читает стихотворение.

Есть имена, как солнце! Имена –

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном, в любые времена!

Портрет Александра Сергеевича Пушкина всем знаком. Всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.

В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина.

Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле.

По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки.

Александр Сергеевич Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.

Укрывшись в кабинет

Один я не скучаю.

И часто целый свет

С восторгом забываю.

У Пушкина была особая страсть к поэзии, он, казалось, и думал стихами.

Александр Сергеевич любил природу с самого раннего детства. В стихах о природе можно найти все четыре времени года. Послушайте, как о чудесном морозном дне написал в своём стихотворении Пушкин:

Под голубыми небесами

Великолепными шатрами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Пушкин написал чудесные стихи об осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна.

«Моя подруга, и с нею только мне не скучно» – писал Пушкин приятелю.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих натруженных руках.

Арина Родионовна знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась сказка. А Саша сидит не шелохнётся, боится, слово пропустить.

Когда А. С. Пушкин стал взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские сказки, он записал их.

Александр Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и, в то же время так интересно, что многое из написанного им понятно и близко детям.

Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?

(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)

Ребенок рассказывает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (У лукоморья)

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Воспитатель: Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим. Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Воспитатель: А теперь, ребята я предлагаю вам поиграть.

Проводится игра «Отгадай сказку С. Пушкина»

Одни дети по очереди рассказывают отрывки из сказки, а другие должны отгадать название сказки.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: “Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!”

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: “Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Физкультминутка. «Богатыри»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый сундук, словно по волшебству появился у нас. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём.

(от имени сундука)

В: Я волшебный сундучок,

Вам ребята я дружок

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Воспитатель. В этом сундучке волшебные предметы. Кто угадает из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот возьмёт их себе.

Итак (достаю зеркальце). Из какой сказки этот предмет и чей он?

Это зеркальце из «сказки о мёртвой царевне».

Воспитатель Верно.

«Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду расскажи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Воспитатель. (Достаю рыбку). Из какой сказки этот предмет?

Из сказки о золотой рыбке.

Воспитатель. Правильно, ребята.

Воспитатель. (Достаю петушка). Из какой сказки этот предмет?

— Из сказки «О золотом петушке».

Воспитатель. Дети, вам понравилось играть?

Воспитатель: Дружно дети в круг вставайте и новую игру начинайте.

Игра «Подбор признаков к предметам». (с мячом)

Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.

Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная, алчная.

Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на экран. На экране иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Вы должны отгадать, к какой сказке эта картина.

Воспитатель.

Чтобы сказку нам узнать,

Нужно пазлы нам собрать.

На столах они лежат,

Раз, два, три игру начни.

Их в картинку собери,

И получишь сказку ты.

Игра: «Пазлы соберите, сказку получите».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель.

— Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)

— Что писал А. С. Пушкин? Какие произведения, для кого?

Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии.

Свой рассказ о А. С. Пушкине я закончу словами:

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда –

Вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года

Вы пушкинские сказки.

Источник: maam.ru