Актуальность применения блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

Людмила Кольцова
Актуальность применения блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста

Актуальность применения блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому развивающая игры «Логические блоки Дьенеша» полностью соответствует современным требованиям.

Использование логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не», объясняют сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу — от простого к

сложному. Это универсальный дидактический материал основан на методе

замещения предмета символами и знаками (методе моделирования,

позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития

детей. Чтобы «разбудить» познавательный интерес ребенка, необходимо

сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности

является новизна, необычность, неожиданность, странность,

несоответствии прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

-Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

-Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

-Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

-Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Цель: Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников Задачи: — Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

— Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

— Развивать пространственные представления.

— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

— Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления.

— Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Вспомним что представляют собой блоки Дьенеша?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие). Золтан Дьенеш — венгерский математик, сторонник игрового подхода к обучению детей. Он занимался обучением детей и придумал специальные блоки, которые назвал «логическими».

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы, не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Здесь присутствует индивидуальный подход: кто-то может взять больше, мы эту пищу даём, кто-то может взять меньше, и у них тоже есть возможность поиграть в эту игру. Таким образом, в игре объединяются разные дети и, как говорят психологи, происходит усреднение интеллекта. Даже если один ребёнок молчит, а кто-то говорит, но это и есть ступеньки роста.

Система работы по использованию блоков Дьенеша строится поэтапно.

Первый (ознакомительный) этап. Дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе дали детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Обычно дети сразу начинают строить башенки, домики и т. д. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Второй этап — игровой

Предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3. «Цепочка»

4. «Угости мишку печеньем»

Третий этап — «Выявление и абстрагирование свойств»

Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других.

Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», помоги муравьишкам попасть в свой домик», «Чудесный мешочек»

Четвертый этап можно назвать сравнением. Дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».

— «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» — «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

— «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали : «Этот маленький, а этот большой».

– «Правильно, и по величине они разные.».

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

Игры: «Дружат — не дружат», «Дорожки», «Гирлянда»

На пятом этапе вводятся игры на классификацию и обобщение предметов по одному, двум, трем и четырем свойствам.

Также на этом этапе знакомим с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вводится специальный код, графически изображающий данные свойства:

• цвет обозначается пятном

• величина — силуэт домика (большой, маленький).

• форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Игры: «Засели домики», «Как друзья делили конфеты» (упражнение с обручами, «Загадки без слов»

Шестой этап – это освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, прямоугольной или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.).

С помощью специально разработанных игр и упражнений происходит знакомство детей с алгоритмами. Например, «Строители дорог» .

Источник: maam.ru