«Активные методы организации детских видов деятельности»

Светлана Иванова
«Активные методы организации детских видов деятельности»

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Иванова Светлана Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя

общеобразовательная школа», Группы дошкольного образования Тындинского района

Воспитатель

Высшая квалификационная категория

Май 2020г.

Единственный путь,

ведущий к знаниям, – это деятельность.

Б. Шоу

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на ООД и в совместной деятельности) – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации.

Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия.

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Целью является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в образовательно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

Формирование положительной образовательной мотивации;

Повышение познавательной активности детей;

Активное вовлечение детей в образовательный процесс;

Стимулирование самостоятельной деятельности;

Развитие познавательных процессов –речи, памяти, мышления;

Эффективное усвоение большого объема информации;

Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Развитие универсальных навыков.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. А. Данилова, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения, так и воздействия на него.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и образовательно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Свободные методы обучения дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.

Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности.

Методы активного обучения, применимых для детей дошкольного возраста как при проведении непосредственно образовательной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей:

Активный метод начала образовательного мероприятия – забавные игры позволяют весело начать образовательную деятельность с детьми, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми в течение нескольких минут.

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. (Приложение 1)

Активный метод выяснение целей, ожиданий и опасений Эти методы позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. (Приложение 2)

Активные методы презентации учебного материала – в процессе деятельности педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся.

Такие методы, как «Корзина идей», «Золотой ключик», позволяет выяснить все, что знают воспитанники по обсуждаемой теме занятия. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме. (Приложение 3)

Активные методы релаксации. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра. Такие метода, как «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк» позволяют весело и активно расслабиться, восстановить энергию. (Приложение 4)

Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «ХИМС», «Чемодан наших успехов, достижений». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. (Приложение 5)

Особенности активных методов обучения:

Групповая форма организации работы участников учебного процесса;

Использование деятельностного подхода к обучению;

Практическая направленность деятельности участников учебного процесса;

Игровой и творческий характер обучения;

Интерактивность учебного процесса;

Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога;

Использование знаний и опыта воспитанников;

Включение в процессе образовательной деятельности всех органов чувств;

Рефлексия процесса обучения его участниками.

Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС – Сиди и Слушай» к активному: «ДИД – Думай и Делай!».

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

В технологии активных методов обучения выделяют две основные составляющие:

Структуру

Содержание.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

Инициация (приветствие, знакомство);

Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия);

Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

Закрепление изученного материала (повторение пройденного);

Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации);

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия).

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Эмоциональная разрядка (разминка);

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия).

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия.

Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы.

Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого я использую методы «Привет!», «Подари улыбку другу», «Добрые пожелания» и др.

Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия.

Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам.

С помощью активных методов «Угадай-ка!», «Путаница», «Что лишнее?» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий», «Кинолента», «Рюкзак и портфель» и др.

Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физкультминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента», «Магический круг», «Мухомор», «Всё в моих руках» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности.

Для меня трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываю свои авторские активные методы или адаптирую уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

При проведении интегрированных занятий технология активных методов обучения является незаменимым дидактическим инструментом.

Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе.

На мой взгляд, активные формы и методы обучения детей обладают большим потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в выборе методов работы с воспитанниками.

Литература

1. Коростелева Н. М. Активные методы обучения — www.nsportal.ru

2. Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. 1часть- Петразоводск, 2012 г.

3. Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». — Международный Институт Развития ЭкоПро, Образовательный портал Мой университет www.moi-universitet.ru, Факуль

Приложение 1

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – вся группа

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Педагог просит воспитанников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Воспитатель говорит воспитанникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут дети собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Приложение 2

Метод «Воздушные шарики»

Цель: Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности

Материалы: вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.

Время работы: 5 мин.

Структура работы: Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому ребенку раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке.

Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания –это воздушные шарики, а опасения –тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.

По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки — опасения можно убирать

Приложение 3

Метод «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии занятия, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают воспитанники по обсуждаемой теме занятия. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.

Метод «Составление кластера»

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей».

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать как при проведении занятий так и в свободной деятельности. Кластер может стать итогом работы над какой – либо темой.

Приложение 4

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в группе.

Численность – вся группа.

Время – 8-10 минут

Проведение: педагог просит детей по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Дети начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с воспитанниками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Приложение 5

Метод ХИМС

Цель: Выяснить впечатления детей от проведенной деятельности Время: 15 минут Численность: вся группа

Проведение: Этот метод позволяет педагогу быстро выяснить впечатления детей от проведенной деятельности по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это, не очень понятное название метода:

Хорошо. Интересно. Мешало. С собой возьму.

Все дети отвечают на эти вопросы, анализируя тем самым деятельность.

Метод «Чемодан наших успехов, достижений»

Цель: подведение итогов занятия. Численность: все участники

Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок чемодана каждому участнику, фломастеры

Проведение: Каждый из детей получает чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой. На стене оформляется плакат «Регистрация багажа», ребенок подходит к стойке и озвучивает наиболее

Метод «Солнце и туча»

Цель: подведение итогов занятия

Численность: все участники

Материал: лист ватмана, на одной его части нарисованное солнце, а на другом – туча, маленькие тучки и солнышки на каждого ребенка

Проведение: Дети озвучивают, что им понравилось в занятии, а что нет. Затем прикрепляют соответствующий значок на лист ватмана.

Приложение 6

Картотека проблемных ситуаций

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Источник: maam.ru