Адаптированная рабочая программа по ритмике

Майдикова
Адаптированная рабочая программа по ритмике

Областное государственное казенное образовательное учреждение «Вохомская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей,, с ограниченными возможностями здоровья Костромской области»

Адаптированная рабочая программа

по ритмике.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа учебного курса по ритмике составлена на основе

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы/ Под редакцией В. В. Воронковой – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г.

Программа рассчитана на 35 часов по часу в неделю согласно учебному плану.

Преподавание ритмики в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические свойства воздействия на обучающихся свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность воспитанников. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у воспитанников подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Итоговая оценка за четверть по ритмике складывается за выполнение нормативов, тестирований по итогам пройденных тем в соответствии с программой. Итоговая оценка за год выставляется, как средний балл за все четверти.

Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания.

Образовательные:

• учить двигаться: шагать, бегать, прыгать в такт музыке;

• учить согласовывать движения рук с движениями ног, туловища и головы;

• развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

• дать представление о танцевальном образе;

• учить выполнять несложные движения и соотносить темп движений с темпом музыки.

Коррекционные:

• развитие пространственных и временных представлений;

• развитие наглядно – образного мышления;

• развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

• Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

• прививать интерес к занятиям, любовь к танцам;

• воспитание дисциплинированности и ответственности при выполнении упражнений и заданий;

• воспитание умений работать в коллективе.

• воспитание культуры поведения.

В курсе обучения ритмикой применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкального произведений, описывается техника движений в связи с музыкой. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении:

• рассказ,

• беседа,

• обсуждение,

• словесное сопровождение движений под музыку.

Метод наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести:

• показ упражнений,

• демонстрацию рисунков, видеозаписей,

• прослушивание ритма и темпа движений, музыки.

Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метол обучения ступенчатый и игровой метод.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приемами педагогического воздействия на учащихся.

Планируемый результат:

Учащиеся должны уметь:

• готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,

• приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и

плечах, не сутулиться, равняться в шеренге, в колонне;

• ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

• ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

• ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

• соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

• выполнять игровые и плясовые движения;

• выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

Учебно – тематическое планирование

№ раздела Название раздела

1. Раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве».

2. Раздел «Ритмико-гимнастические упражнения».

3. Раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами».

4. Раздел «Игры под музыку».

5. Раздел «Танцевальные упражнения».

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве», «Ритмико-гимнастические упражнения», «Упражнения с детскими музыкальными инструментами», «Игры под музыку», «Танцевальные упражнения».

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработки необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание, «лошадка» (прямой

галоп, «кошечка» (мягкий шаг, «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только

образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-

Цокотуха».

Обучению детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс, а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг

польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Основные требования к умению обучающихся 1-го класса.

Обучающиеся должны уметь:

— готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку;

— ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

— ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

— ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

— соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

— выполнять игровые и плясовые движения;

— выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

— начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Литература:

1.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» Под ред. В. В. Воронковой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.

2.«Музыкально ритмические движения» Корнеева Т. Ф. Учебно-методическое пособие. — M.: Владос, 2001. — 112 c. — (Серия: Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки).

Источник: maam.ru